Из истории пионерского движения - Навасёлкаўская БШ
Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Из истории пионерского движения

История развития пионерского движения

Процесс распространения социалистических идей в Советской России в 1922 году, на фоне безбрежной мелкобуржуазной стихии при НЭПе (новой экономической политике), шел медленно. Не все скаут-мастера разделяли восторги появления "освобожденного скаутинга". Были и те, кто стремился отвлечь подростков от влияния коммунистической организации. Красный цвет их пугал.

Многие годы замалчивались процессы, происходившие тогда в комсомоле. Экономические и политические причины: голод, безработица (молодых малоквалифицированных работников увольняли первыми), влияние мелкобуржуазной стихии, разгулявшейся при НЭПе привели к сокращению рядов РКСМ в два раза. Сравните: октябрь 192О года - 482 тысячи человек, октябрь 1922 года - 247 тысяч.

Массовый выход из состава РКСМ заставил его лидеров пристальнее взглянуть на детей, подростков, как на резерв комсомола, его завтрашний день.

Зарождение и становление пионерского движения и причины отмирания скаутского движения

В начале февраля 1922 года Бюро ЦК РКСМ постановило разослать местным организациям циркулярное письмо о создании детских коммунистических групп при комсомольских ячейках. Наметили также провести эксперимент с детскими группами в Москве и других крупных промышленных городах и районах.

Претворять в жизнь этот насущный для комсомола вопрос в Москве приступили немедленно. Собрали бывших скаутов, которые вступили в комсомол, имеющих опыт работы с подростками, и дали им задание организовать отряды.

12 февраля 1922 года в Замоскворечье в 1-м  Коммунистическом интернате имени III Интернационала (флигель дома 18 по Большой Калужской улице - ныне Ленинский проспект) начал действовать первый московский пионерский отряд, организованный бывшим скаутом, к этому времени уже кандидатом в члены Российской коммунистической партии большевиков РКП(б) Валерьяном Зориным, впоследствии первым редактором журнала "Вожатый". Позднее В.Зорин стал видным советским дипломатом. Из-за отсутствия постоянного помещения этот отряд, получивший название "Юных разведчиков", вскоре распался, и ребята перешли в другие отряды.

Днем позже, 13 февраля на Красной Пресне бывший скаутмастер Михаил Стремяков организовал пионерский отряд из учащихся  школы ФЗУ, помещавшейся в бывшей типографии Машистова на Большой  садовой улице, дом N 23. В этой школе училось много детей рабочих типографии 16-ой типографии. Эта попытка оказалась более удачной. Впоследствии М.Стремяков был редактором первого журнала пионеров "Барабан".

И не только в Москве, но и в других местах основой новых детских объединений становились скаутские группы, и возглавляли новые коллективы детей бывшие скаут-мастера. Нередко комсомольские организации объявляли отряды скаутов своими, формально подчиняя их себе, но ничего существенного в них не меняя. Контролируя ход событий,  ЦК РКСМ  в  марте  1922  года  написал всем организациям о том, что отношение к скаутскому движению, как движению с определенными идеологическими установками, остается прежним - враждебным, но его воспитательная методика, технология полностью не отвергались.

Вторая Всеросийская конференция РКСМ 19 мая 1922 года, когда делегаты, как писал О.Тарханов, надевали шапки, приняла резолюцию, знаменующую для детского движения рождение организации юных пионеров: "Принимая во внимание настоятельную необходимость самоорганизации пролетарских детей, Всероссийская конференция поручает ЦК разработать вопрос о детском движении и применении в нем реорганизованной системы "скаутинг".

Как видно, насчет скаутинга все четко и ясно. И не его вина, что эти слова о нем в дальнейшем не цитировались...

В Москве, в одном из музеев Краснопресненского района экспонируются материалы о первом пионерском отряде района. На одном из стендов есть интереснейший документ - "Декларация". Его стоит привести полностью, так как он дает представление о событиях того времени.

ДЕКЛАРАЦИЯ

скаут-мастеров г.Москвы

по вопросу о создании детского движения в РСФСР

Вопросы социального воспитания принимают сейчас чрезвычайно острую форму в связи с новой экономической политикой, вызвавшей сокращение сети государственных учреждений, обслуживающих детей, и толкающей их вследствие этого под разлагающее влияние улицы.

Распущенность, хулиганство, спекуляция и физическое вырождение огромной массы детей являются в настоящее время настолько очевидным фактом, что пройти мимо него - значит закрыть глаза на печальное будущее подрастающего поколения.

В то же время современная постановка дела воспитания в детских домах, интернатах, школах, не говоря уже о так называемых неорганизованных детях (дети улицы) в силу, как общехозяйственной разрухи, так и в отсутствие достаточного кадра педагогов, могущих воспринять и провести в жизнь принципы трудовой педагогики, не отвечает возложенным на нее задачам.

Мы, практические работники педагогической системы "скаутинг", не раз уже указывали, что эта система, вызывая широкое детское движение, построенное на началах самоорганизации и самодеятельности при незначительной поддержке государства, может оказать весьма существенную помощь в решении сложной задачи социального воспитания детей и физического оздоровления. Но достаточно серьезных попыток в этом направлении со стороны заинтересованных ведомств и организаций до сих пор еще не было.

Резолюция пятого губсъезда Московской организации РКСМ, выдвигая вопрос о применении "скаутинга" в деле организации детского движения, создает реальную почву для работы в указанном направлении.

Принимая во внимание это решение съезда и учитывая уже проделанную нами по приглашению МК РКСМ работу по проведению "скаутинга" среди пролетарских детей в районах Москвы, мы считаем необходимым выставить следующие условия для успешности начальной работы:

1. В основу организации детских групп должна быть положена система "скаутинг", освобожденная от ее буржуазного налета и наполненная новым общественно-трудовым содержанием.

2. Применяя эту систему к организации детского движения, надо суметь отбросить не только характерные ее черты, которые культивировались буржуазией, как, например, милитаризм, религиозность, мещанская мораль, но и показную аполитичность, вроде рассуждения о том, что бережливостью можно уничтожить бедность, а трудолюбием безработицу, а также внешние атрибуты ее, связанные с капиталистическим прошлым, не  нарушая,  однако,  атрибутов,   символики,   подражательности, свойственных детскому возрасту.

3. Отвергая пресловутую аполитичность, проводимую лидерами заграничного скаутинга и не ставя, в свою очередь, задачей партийно-политическое воспитание, мы кладем в основу своей воспитательной работы развитие в детях социальной активности, тяги к общественно-трудовой деятельности и укреплению в них духа солидарности, взаимопомощи и т.д. Человек, как гармонически развитая личность, одухотворенная идеей счастья трудящегося человечества, соединяющая и проявляющая свою трудовую волю с волей могучего прогрессивного коллектива коммунистического общества, - вот конечная цель такого воспитания.

4. Организационные формы этого движения должны быть таковы, чтобы не убивать инициативы, самодеятельности самих детей и их руководителей и, в то же время, чтобы была обеспечена не опека, а ближайшее сотрудничество с РКСМ, как с организацией революционной молодежи.

Формы могут быть следующими:

В местах, где  предложена  организация  детских групп, создаются советы, избираемые практическими работниками этого движения, в которые на основе тесного сотрудничества входят только представители местной организации РКСМ и которые (советы) руководят всем делом организации, стремясь найти активное содействие и заинтересованность местных органов народного образования.

5. Старое скаутское движение, покоящееся на отвергнутых уже нами выше буржуазных принципах, является естественно противоположным новому детскому движению и поэтому не может вызвать с нашей стороны ничего иного, как борьбу за победу именно "освобожденного скаутинга". Название "скаут", поскольку оно является синонимом движения со старым содержанием, может быть заменено новым, причем лучшим и наиболее ярко отражающим сущность движения было бы название"юные пионеры".

Основываясь на успехе уже начатой на территории Москвы работы, мы твердо верим, что общим творческим порывом всего молодого и революционного среди работников волюнтарно-трудового воспитания, при общей поддержке и участии в этом деле рабоче-крестьянской молодежи, детское движение станет надежным фундаментом для строительства нового трудового общества.

В заключение московские скаут-мастера обращаются с призывом ко всем практическим работникам системы "скаутинг" в РСФСР объединиться с Российским Коммунистическим Союзом Молодежи для совместной работы на основах настоящей декларации.

Будьте готовы!

Н.Фатьянов, В.Зорин, А.Брешков, Я.Смоляров, В.Федосеев, Г.Егоров, Самцов,   Е.Смородин, Г.Гильгендорф, Н.Шамет, А.Карра, С.Гуревич, Б.Карнеев, С.Левина, Н.Эльбе, М.Стремяков, Е.Герасимова,  Н.Крутова.

Москва, 1922 года.

Некоторые из 18 человек, чьи подписи стоят под "Декларацией", уже были членами РКСМ и успешно работали по его заданию с детскими отрядами. Не желая дружить с комсомолом, "Декларацию" не подписали скаутмастер В.Попов, руководители еврейских скаутов при обществе "Маккаби" и ряда других групп.

С одной стороны, цель ее авторов заключалась в том, чтобы не только руководство, но и местные организации Союза молодежи убедить в практическом значении скаутинга. С другой - привлечь скаутмастеров к сотрудничеству с комсомолом.

Несмотря на то, что скаутмастера видели возможной свою деятельность именно под руководством комсомола, а не на паритетных началах и их заявления о том, что детское движение "станет надежным фундаментом для строительства нового трудового общества", в начале июля1922 года Н.К.Крупская писала в ЦК РКСМ: "Декларация скаут-мастеров Москвы мне не нравится... Высказываясь против "аполитичности", скаут-мастера торопятся отгородиться от партийно-политического воспитания... Надо воспитывать взгляд на коммунистическую партию как на свою, на пролетарскую... Я думаю, объединяться с ними нужно очень осторожно..."

Вряд ли можно было требовать от юношей 18-2О лет - именно столько было этим скаутмастерам, - чтобы они были готовыми марксистами. Надежда Константиновна несколько прямолинейно подошла к поступку совсем молодых людей, так или иначе сделавших шаг навстречу общественным переменам.

21 июня 1922 года Секретариат ЦК комсомола высказался за создание при ЦК под руководством политпросветотдела Бюро по работе среди детей из 7 человек. Так как политпросветотдел тогда возглавлял Николай Чаплин, он и стал первым руководителем создава-емой пионерской организации. В Бюро вошли В.Рогов (от МК РКСМ), А.Брюханов (от военно-спортивной комиссии ЦК РКСМ), А.Брешков ( старший скаутмастер Москвы и губернии), Г.Гильгендорф (помощник старшего скаутмастера Москвы), скаутмастера В.Зорин и М.Власов.

Бюро разослало «Циркулярное письмо о детском движении», где говорилось, что, кроме скаутинга, комсомол может применять и другие воспитательные системы: английскую – «воскресных школ», бельгийскую – «свободно-трудового воспитания», российскую - "детских пролеткультов" и т.п. Таким образом, закладывалась основа единой для всей страны детской коммунистической организации, но с деятельностью, не регламентированной какой-либо одной методикой, а, напротив, предполагающей разнообразие методических принципов.

Комсомол в этом документе  пошел по пути сотрудничества дальше "Декларации" и постановил, что в Бюро по руководству детскими группами при комитете РКСМ, кроме комсомольцев, могут входить и  скаутмасте ра. Но действовать Бюро должно исключительно под руководством комсомольского комитета. О паритетности и речи не было. Вот факт, которым прошлое как бы вступает в сегодняшние дискуссии о мере самостоятельности детского движения.

Что касается скаутских организаций, то комсомол взял курс на их ликвидацию.

Борьба продолжалась на протяжении 1922-1923 годов. Были веские основания не доверять скаутмастерам, и не только тем, кто отказался подписать "Декларацию", но и подписавшим. Например, А.Брешков, выступая в Петрограде перед скаутмастерами, говорил: "Мы, москвичи, пошли продуманно на совместную работу с комсомолом. Но, вместе с тем, декларация дала нам возможность сохранить кое-что из прежнего. Традиционный костер мы даже стильно так рисуем, что он похож на нашу лилию" (лилия - символический знак скаутов).

Подобная неискренность, не была тайной для ЦК РКСМ, и в июле 1922 года Бюро ЦК направило всем губкомам новое циркулярное письмо. Оно информировало о том, что среди авторов "Декларации" есть приверженцы самостоятельного детского движения со всеми выборными органами сверху донизу. Такое течение неизбежно проявится и среди местных скаутмастеров, поэтому ЦК напоминал: методика воспитания, основанная на самоорганизации, требует предоставления детским группам соответствующих условий. Так, самоуправление может осуществляться при выборе вожаков патруля, отряда. А выбор организационных форм движения в целом? Здесь независимость детского движения от комсомола ЦК считает недопустимой. Бюро детских групп должны быть проводниками коммунистического влияния, органами, обеспечивающими комсомолу фактическое руководство группами. К привлечению скаутмастеров следует подходить осторожно, привлекать только тех, кто всецело согласен выполнять волю РКСМ.

Но с мест, в ЦК, не прекращали поступать сведения о скаутмастерах, которые переименовывали свои отряды в пионерские, предлагали их в качестве базовых, продолжая проводить антикомсомольскую линию. Центральное скаутское информбюро распространило письмо - ЦК РКСМ расценил его как провокационное - о том, что между ЦК комсомола Украины и руководством бойскаутов якобы  достигнуто соглашение: губкомы КСМУ берут под свое крыло бойскаутские отряды, тем самым легализуя их. ЦК РКСМ откликнулся письмом, подтвердившим непримиримость к старым скаутским организациям.

В конце августа 1922 года скаутмастера запросили у ЦК комсомола разрешение провести совещание, на которое должны приехать представители со всей страны. На специально созванном заседании Бюро ЦК присутствовали Смородин, Тарханов, Файфилович, Чаплин, Шохин и Рогов. Мнения разделились. Пять человек высказались против совещания, Тарханов же возражал: позволить или запретить, в данном случае правомочны только органы Советской власти, мы же можем выслушать скаутмастеров и постараться приблизить их к себе.

Однако возобладало требование постараться, чтобы государственные органы не оказали содействия скаутмастерам. Даже обратились в ГПУ: стоило бы понаблюдать за этой публикой, особенно прибывшей с периферии. Правда, арестовывать не советовали - достаточно всех переписать, добиться обещания больше подобных мероприятий не затевать. Хорошо бы и впредь за ними проследить...

Узнав от Тарханова о реакции на их просьбу, скаутмастера изложили свои намерения в детальной докладной записке (ее текст к сожаленью не найден).

Чтобы понять ситуацию этого момента, проследить, какие усилия предпринимались со стороны скаутмастеров наладить дружную совместную с комсомолом работу по спасению от беспризорности и гибели детворы, по её воспитанию, приведём документ - письмо, направленное во все скаутские дружины страны инициативной группой - скаутмастеров Москвы, опубликованное в книге Владимира Кудинова и Натальи Северин «Роман с барабаном», изданной в 1990 году издательством «Молодая гвардия».

«Будь готов!

Конференция начинается 27-го августа 1922 г. в 13 час. дня в помещении Государственного института физической культуры (Гороховская ул., д.20). Конференция продлится 5 дней. Помещение для ночлега приезжающих имеется. Просьба захватить продовольствие.

Всем приезжающим предлагается запастись мандатами от своих организаций. Приезжающим с Курского, Ярославского, Казанского и Николаевского вокзалов направляться по адресу: Мясницкая, Чудовской п.д. 12 кв.1 штаб 1 и 5-го Моск. отрядов; с Павелецкого - Б. Полянка д.35 штаб-кв. 6 и 7 отрядов; с Александровского и Савеловского — Смоленский бульвар д.26 штаб-кв. 15-го отряда, и с Виндавского — 3-я Мещанская ул. д.22 во дворце кв.60 штаб-кв. патруля «Олени».

Работа конференции скаутмастеров, созываемой в Москве 27 августа 1922 года.

1. Открытие, выборы призидиума, утверждение повестки работы конференции.

2. Доклады с мест (просьба привезти короткие письм. доклады).

3. Принципиальные положения (законы, обычаи и т.п.).

4. Доклады: а) суд чести, б) праздники, в) разряды, г) специальности (коллективные и индивидуальные), д) скаутские отличия (необходимость и характер), е) роль организации (работа патруля), и) физическое воспитание, к) волчата и лисички (птенчики), л) отряд (число патрулей, бои и герли, смешанные и самостоятельные и т.п.), м) организация скаутмастеров.

5. Выборы комиссии:

а) идеологической (законы, обычаи, суд чести, и праздники);

б) организационной (Всероссийское объединение, структура, значки, форма, отличия и т.п.);

в) скаут-практики (программа разрядов, специальности, конкурсы, лагеря и экскурсии);

г) физического воспитания, д) трудового воспитания, е) волчат и лисичек,

ж) скаутмастерской (положение о скаутмастерском учёте, советы скм., подготовка, испытание, всероссийское объединение).

Примечание: комиссии вырабатывают резолюции по данным вопросам и вносят их на утверждение конференции.

6. Доклады комиссии и принятие резолюций.

7. Организационный вопрос.

8. План дальнейшей работы.

Скаутмастерам и старшим скаутам.

Братья и сёстры.

Пятый год дорогое нам дело скаутинга носится без руля и без ветрил по безбрежному мор  жизни. Революционная борьба до сих пор не давала нам возможности согласовать наши действия и направить корабль по настоящему пути. Лишённые братского единения, мы остались едиными в основном, иногда сильно расходимся во второстепенных частях нашей воспитательной системы.

Гражданская война, неумение разбираться в политических вопросах, личные наши склонности к той или иной политической партии отвлекли нас от основной цели скаутизма — воспитания; не дело ребят делать политику, не наше дело вести их к этому.

Наше дело — дело скаутов — оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Сейчас десятки, сотни тысяч детей в погоне за куском хлеба выброшены жизнью на улицу, разлагающую и развращающую их. Другие сотни тысяч стоят не разгибаясь у станков, проводя свободное время в душных кварталах города за развлечениями бесполезными или прямо вредными. Им нужна помощь.

Нужно вырвать первых из грязных, цепких лап улицы, нужно дать вторым разумный, полезный отдых на воздухе в играх.

Нужно кликнуть клич, созвать ребят в патрули, звать, вести их к костру, от которого, посидев хоть немного, уже никто не уйдёт.

Наш долг — долг чести скаута — оказать немедленно помощь тому, кто в ней нуждается. Мы разошлись немного, а скаутизм один — нужно собраться, уговориться и создать единый скаутский метод борьбы с гибелью детей. Мы зовём Вас, чтобы объединиться, выработать основы и формы скаутинга, применимые к русской жизни, намеченные Декларацией Московских скаутмастеров от 17.5. с.г., которые дали бы нам возможность спокойно и планомерно выполнить нашу трудную задачу.

Москва, Августа 18 дня 1922 г.».

29 августа Секретариат ЦК комсомола сделал вывод, что она в корне меняет ситуацию, и решил ходатайствовать за совещание.

Оскар Тарханов проявил политическую зоркость, взяв ответственность на себя. Чуть позже, 5 сентября, Бюро ЦК одобрило "действия т. Тарханова".

14 сентября 1922 года О.Тарханов возглавил только что созданное Центральное бюро детских групп, в которое вошли А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, а также бывшие скаутмастера И.Жуков, А.Брешков, А.Самцов. Скаутмастеров включили и в коллегию методико-инструкторского отдела ЦБ. Секретарем Центрального Бюро утвердили В.Зорина.

А.Самцов писал ленинградским скаутам: "Неделю назад кончилось Всеросийское совещание скаутмастеров... Совещание дало громадный подъем и показало истинное братство русских скаутмастеров. Говорят, что материалы совещания не менее ценны". Видимо, руководители комсомола свою заявку в компетентные органы "на всякий случай" оставили в силе, и Самцов рассказывает, что на совещании произошел "казус": нас  всех  арестовало ГПУ". Но по всей вероятности, быстро освободило, иначе бы Самцов вряд ли так радовался: "В Москве не было еще никогда такого настроения и благополучия, - мы никогда не видели победы, а теперь... детское движение в наших руках. Союз молодежи оказался не таким уж страшным - работать, по-видимому, возможно... Предстоит интересная работа с самыми отъявленными хулиганчиками республики".

Не все скаутмастера разделяли восторги участников совещания. Несмотря на предпринимаемые попытки объединения всех скаутских организаций, а также тех, кто изменив название организации сохранил структуру скаутов, содержание работы и продолжали использовать в своей работе систему скаутинга, дальнейшего развития эти действия скаутмастеров к успеху не привели.

Скаутинг в России умирал. Делались пробы его реанимации, используя тягу подростков к таинственным приключениям, романтике, игре в героев книг детских писателей, придумывая себе роли под псевдонимом, таких как Дочь Лунной Долины, Смеющаяся Вода, Остроглазый Волк, Одинокий Крот, Хитрая Пеночка, Голос Сумерек, Непромокаемый Киви-Киви...

Сложившаяся в обществе сложная обстановка не могла дать ожидаемого скаутмастерами успеха. Раньше скаут был вправе развязать вечером свой галстук лишь в том случае, если он сделал хоть одно полезное дело, то теперь скаутинг замкнулся в себе, не приняв политической платформы новой власти. А находившимся в организациях скаутов парням и девушкам хотелось общественного признания, хотелось видеть отдачу от своего существования.

Организации быстро взрослели и... таяли, лишившись притока свежих сил - дети шли в создаваемые комсомолом пионерские отряды. Да и кругозор многих скаутмастеров не выходил дальше очерченного круга - посохи, походы, барабаны, маршировка, а внутренний стержень у скаутов постепенно разрушался. Противопоставить что-либо быстро растущему пионерскому движению скауты не могли, да впрочем, им это сделать не давали.

ЦК комсомола принял все меры к тому, чтобы признание ценностей скаутинга не повело к возрождению, как они считали, старого буржуазного движения. Скаутскому движению перекрывали дыхание, как только могли. Даже к пионерским отрядам, сложившимся из вчерашних скаутов, комсомол подходил как к скаутским организациям.

В январе 1923 года секретариат ЦК РКСМ пригласил на совещание представителей ЦК, ГПУ, Главвсевобуча, чтобы скоординировать тактику наступления на скаутское движение в России. Впоследствии этого - Всевобуч перестал пользоваться услугами скаутов, оттолкнув их от себя; ГПУ преследовало за нелегальную деятельность; ЦК крайне ужесточил условия, предложив сотрудничество только на комсомольской платформе.

Но и после этих событий часть скаутов продолжала свою деятельность, уйдя в подполье, но и они продержались недолго и к 1925 году прекратили свое существование.

В кабинете истории детского движения Республики Беларусь Минского Дворца детей и молодежи хранится журнал юных пионеров "Барабан"  N 11 за сентябрь 1924 года. Под фотографией американских скаутов стоит подпись "Наши враги. Американские скауты. Обратите внимание на ленты со знаками отличия". Так как "Барабан" был органом Московского Комитета РКП(б), Московского Комитета РЛКСМ становится четкой и ясной позиция комсомола и партии к скаутам - враги.

Такая политика и позиция комсомола и вышестоящих инстанций привела к тому, что многие скаутмастера, подумав, вступили в РКСМ, стали вожатыми пионерских отрядов. Но и это не спасло их впоследствии от уничтожения в годы сталинских репрессий.

В апреле 1926 года ОГПУ произвело массовые аресты скаутов, и начался их крестный путь - Лубянка, Бутырки, Соловки... Вторая волна массовых арестов прошла в 1932 году, при паспортизации,  когда  забрали  не  только отбывших первые сроки, но и подросших "волчат" (группа детей, готовящихся в скауты). В 1937 году добрались и до комсомольских вождей, припомнив им их скаутскую юность. Среди них бывшие скаутмастера О.Тарханов, М.Стремяков, Б.Солоневич и многие другие. И лишь в 1964 году все скауты были реабилитированы. Часть из них - посмертно.

Теперь стало понятным, какова была их "вина". Скауты оказались правы, избрав доминантой вечные общечеловеческие ценности.

Пример борьбы комсомола со скаутами ярко отражает линию РКСМ того времени. Едва возникнув, комсомол присвоил себе право считаться единственной организацией молодежи, враждебно относился ко всему тому, что принято сейчас именовать альтернативным движением в молодежной среде. РКСМ повел борьбу за монопольное положение не только в пролетарском коммунистическом, но и вообще в молодежном движении, всячески препятствуя появлению новых, и уничтожая уже существующие организации. Но сразу остановить, нараставшую еще до появления РКСМ, волну молодежного движения было невозможно.

Еще в мае 1919 года Оргбюро ЦК РКП(б) утвердило "Положение о работе РКСМ среди учащихся", первый пункт которого гласил, что "вся работа как среди рабоче-крестьянской, так и среди учащейся молодежи должна быть объединена в руках РКСМ". Все попытки создать новые структуры в молодежном движении, в том числе предпринимаемые некоторыми комсомольскими работниками, встречались в штыки. Так было с юношескими секциями при профсоюзах, делегатскими собраниями середняцкой молодежи и другими. В программе комсомола, принятой III съездом в октябре 192О года утверждалось, что "единственной массовой организацией молодежи в РСФСР является Российский Коммунистический Союз Молодежи".

Теперь  становится  понятным,   почему   перестали существовать детские объединения времен революции и послереволюционного периода, такие как специальная команда юных разведчиков Москвы, созданная при Бюро разведывательной службы военно-революционного комитета, объединения "Майские союзы", "Трудовые дружины", "Детский пролеткульт", "Муравейник", "Красный цветок", «Юношеская трудовая армия", "Горсовет детских депутатов", "Исполком детского интернационала", "Маккаби", "Шомеры", "Амирани", "Детские посевкомы", детский клуб «Пчелка», отряды «Красных скаутов», «Юных красноармейцев», Дом юных пролетариев, «Красная звездочка», отряд юных коммунистов, «Детская коммуна» и многие другие.

Сегодня, справедливо упрекая комсомол 2О-х годов в стремлении к монополизму, единственности в молодежном движении, следует помнить, что, возникнув в октябре 1918 года, то есть в условиях диктатуры и сложившейся уже однопартийной системы, он, по существу, был обречен на такое положение. Оно устраивало и большевиков, которые в политической борьбе с идейными противниками делали немалую ставку на молодежь.

Но давайте вернемся к создаваемой в стране детской коммунистической организации юных пионеров. Ранее отмечалось, что с февраля 1922 года в Москве и других городах начали организовываться детские коммунистические группы. Однако вслед за первыми успехами в создании детских коммунистических групп наступила полоса неудач. Некоторые из них начали распадаться, как это произошло с отрядом из Замоскворечья (В.Зорин).

Комсомол сразу начал принимать меры. На заседании Бюро МГ РКСМ были вскрыты причины угрожающего положения, видя ее в отсутствии нормативных документов по руководству детским движением, в медленной разработке Устава и Программы детской коммунистической организации. Был утвержден состав Временного бюро детских групп: О.Тарханов (председатель), В.Рогов, В.Зорин, Н.Фатьянов, А.Горохов.  Бюро  немедленно  при ступило к составлению "Временного Устава организации детских групп новых пионеров имени Спартака".

Долго выбирали название будущей детской организации. Предлагалось назвать "юные разведчики", "передовые ребята", "дети коммуны" и другие. О.Тарханов горячо защищал краткое название "юный пионер". Вскоре с этим названием все согласились.

"Временный устав" четко определял принципы формирования детских коммунистических групп, их возрастной и социальный состав, цели и задачи, символику, ритуалы и атрибутику. "Отряды должны создаваться в первую очередь из неорганизованных детей по месту жительства, на улицах, где проживают главным образом рабочие, в домах-коммунах", - говорилось в Уставе. В документе, вопреки сопротивлению скаутмастеров, утверждался значок юных пионеров в виде горящего костра, как символ "объединения, стремления к свету "товариществу". Здесь же определялось, что каждый отряд имеет свое знамя "Красного цвета", а пионеры носят "галстук-косынку красного цвета".

Во "Временном уставе" утверждались первые в истории пионерской организации "Законы", "Обычаи" и текст "Торжественного обещания юного пионера".

Стоит привести их полностью для анализа и сравнения, так как составленный образованными людьми, рассмотренный во всех инстанциях, "Временный устав организации детских групп "Юные пионеры" имени "Спартака" вобрал в себе все лучшее, что было накоплено к тому времени в области воспитательной работы с детьми.

 Торжественное обещание юного пионера

Даю торжественное обещание и скрепляю его своим словом,  что буду:

1)        Исполнять законы юных пионеров,

2)        Помогать своим  товарищам,

3)        Буду верен рабочему классу.

Законы юных пионеров

1. Юный пионер верен рабочему классу.

2. Честен, скромен и правдив.

3. Друг и брат всякому другому пионеру и комсомольцу.

4. Исполнителен.

5. Трудолюбив, весел и никогда не падает духом.

6. Бережлив и уважает общеполезный труд.

Обычаи юных пионеров

1. Пионер не валяется в постели утром, а поднимается  сразу, как ванька-встанька.

2. Пионеры стелют постели своими, а не чужими руками.

3. Пионеры моются тщательно, не забывают  мыть  шею  и  уши, чистят зубы и помнят, что зубы - друзья желудка.

4. Пионеры точны и аккуратны.

5. Пионеры стоят и сидят прямо, не горбясь.

6. Пионеры не боятся предлагать свои услуги людям.

7. Пионеры не курят; курящий пионер уже не пионер.

8. Пионеры не держат руки в карманах, ибо пионер, держащий руки в карманах, не всегда готов.

9. Охраняют полезных животных.

1О. Помнят всегда свои обычаи и законы.

Само собой разумеется, что "Временный  устав" расставил не все точки над "и" в пионерском движении (недаром он и был предусмотрительно назван временным), но он положил теоретически обоснованное начало выработке и совершенствованию политико-организационных основ деятельности детских коммунистических групп.

2-я Всероссийская конференция РКСМ (16-19 мая 1922 года) в последний день работы постановила распространить опыт создания детских коммунистических групп на все организации и отметила, что необходимо "... разработать вопрос о детском движении в применении в нем реорганизованной системы скаутинг".

Надо сказать, что первые годы советской власти детские организации не были едиными по названиям и характеру работы. В центре России создавались отряды юных пионеров имени Спартака, на Украине - ячейки юных спартаковцев, в Белоруссии - "Белорусская дружина юных спартаков имени К.Либкнехта", в Закавказье и Средней Азии - отряды юных пионеров, коммунаров, спартаков.

Преследуя единые цели коммунистического воспитания детей, действуя почти повсеместно под непосредственным руководством комсомола, все эти организации отличались друг от друга не только названиями, но и символикой, атрибутами, ритуалами, Законами и обычаями. В разных организациях на первых порах неодинаковым был пионерский галстук, и не только по форме, но и по цвету.

С мая 1922 года, после конференции РКСМ начался постепенный, но неуклонно убыстряющийся процесс становления единой в масштабе страны детской коммунистической организации.

V съезд РКСМ, состоявшийся в октябре 1922 года, уделил значительное внимание вопросам пионерского движения. В тезисах доклада на политпросветсекции, утвержденных съездом 17 октября отмечалось: "Мы живем в эпоху обостренной классовой борьбы. Поэтому детское движение, как и всякое пролетарское движение, должно прежде всего себе ставить целью организацию, сплочение, воспитание и подготовку масс к борьбе за интересы пролетариата.

Задача классового воспитания также стоит и перед детским движением, которое в то же время преследует цели всестороннего развития детской натуры, характера и ума ребенка.

Эти цели могут быть достигнуты лишь в том случае, если в основу детского движения будет  положено приучение детей:

а) социальному сожительству (личность  существует только в обществе);

б) общественному труду (ценность творческого труда для общества);

в) стремлению к классовому идеалу;

г) активности в борьбе за этот идеал;

д) стремлению к знанию".

На съезде были утверждены Законы, Торжественное обещание и Железный закон юных пионеров.

Законы юных пионеров

1. Пионер верен рабочему классу и коммунизму.

2. Пионер - друг и брат всякому другому пионеру и  комсомольцу.

3. Пионер честен и правдив. Его слово, как гранит. 4. Пионер дисциплинирован.

5. Пионер ежедневно помогает трудовым собратьям в строительстве коммунистического общества.

6. Пионер трудолюбив и уважает полезный труд.

7. Пионер чист в мыслях, словах и на деле.

Торжественное обещание юных пионеров

"Честным словом обещаю, что буду, верен рабочему классу, буду ежедневно помогать своим трудовым собратьям, знаю законы пионеров и буду им повиноваться".

Железный закон юных пионеров

"Буду стремиться всегда, везде, где возможно, получить знания для того, чтобы употребить их на пользу трудящихся..."

В сентябре 1923 года Бюро ЦК РКСМ принимает "Циркулярное письмо", разъясняющее позицию комсомола по развитию организационных форм детской работы. Приведем его полностью.

Из протокола № 7О от 24 сентября 1923 года Бюро ЦК РКСМ:

"В развитие постановления 3-й Всероссийской конференции   РКСМ   об   организационном    оформлении деткомдвижения и сведении все типов организации к единому, установленному 5-м Всероссийским съездом, ЦК РКСМ принял организационное положение, вместе с которым направляется настоящее письмо.

Указанное организационное положение следует твердо проводить в жизнь. ЦК представляет губкомам возможность проводить организационное положение не сразу, но с тем, чтобы через 2-3 месяца вся перестройка организационного характера была закончена.

После укрепления деткомдвижения зимой, к весеннему периоду, пионерская организация должна войти с единой организационной структурой, законами, обычаями, формой, значком и салютом.

Никакие существенные отступления от пунктов оргположения не допускаются.

В настоящем письме даны некоторые указания и разъяснения к проведению положения.

1. В целом ряде местных организаций до сих пор существуют губштабы, щтабы дружин и т.п. органы. В большинстве случаев в эти органы входят бывшие скаутские работники, практически руководящие работой. Впредь, такие явления не допустимы и там, где такие органы существуют, их необходимо немедленно упразднить. Бюро при укомах, райкомах и губкомах не только дают общее направление, но практически руководят повседневно конкретной работой отрядов (районные и уездные бюро) и районов и уездов (губбюро).

2. Форма объединения отрядов в дружины не допускается. Отряды объединяются в районные, уездные и губернские организации, соответственно объединениями союзов.

3. При школах отряды пионеров не создаются. Школьники входят в отряды при предприятиях или райкомах. Разрешается использовать школьные помещения для организации отрядов юных пионеров в случае, если в данном районе нет соответствующего помещения.

4. В отряды пионеров входят  девочки  и  мальчики.

Отдельно отряды по половому признаку не создаются. Тот же принцип в работе звена, с той разницей, что совместная работа мальчиков и девочек в звене вводится постепенно в зависимости от местных условий.

5. Вожатый отряда в своей работе руководствуется Бюро при райкомах, но подчиняется одновременно бюро ячейки и райбюро юных пионеров.

6. Звено носит революционно-трудовые названия. Существовавшие до сих пор названия животных (лисицы, волки, вороны и проч.) как взятые из опыта буржуазного движения и непригодные, должны быть уничтожены.

7. Звено своего идейного вождя не имеет, а изучает биографию идейного вождя отряда.

В заключение ЦК предлагает в отчетах губкомов о работе среди детей указывать на результаты проведения организационного положения".

23 января 1924 года экстренный пленум ЦК РКСМ постановил:

переименовать существующие в СССР детские коммунистические группы пионеров имени Спартака в "Детские коммунистические группы юных пионеров имени т. Ленина".

Принятое постановление и воззвание "Ко всем детским коммунистическим группам, ко всем пролетарским детям Союза Советских Социалистических Республик" фактически уничтожила разницу в названиях детских групп.

Но и после принятия ряда постановлений не все шло гладко, как бы хотелось комсомолу, в установленные сроки задачи не решались. Дети слушались не сразу. И поэтому, в резолюции 1V Всесоюзной конференции РЛКСМ 23 июня 1925 года, в 5 пункте о детских организациях, было отмечено, что "Необходимо уделить серьезное внимание местных организаций РЛКСМ вопросу об охвате комсомольским и пионерским влиянием растущей активности детей.

Наличие большой активности среди детских  масс, не охваченных пионерским движением, не всегда вовремя и достаточно учитывалось, и эта активность не направлялась по руслу пионерского движения, что способствовало возникновению различных детских организаций, выходящих за рамки школы и параллельных пионерских организаций.

Эту растущую самодеятельность детей (выражающуюся в росте натуралистических, сельскохозяйственных и проч. кружков) необходимо направить по пути самого тесного сотрудничества таких кружков с пионерским движением и комсомолом. Пионеры и комсомольцы должны идти в эти кружки, работать в них, завоевывая симпатии детей на сторону пионерского движения и РЛКСМ и расширяя через эти организации свое влияние среди масс детей. Вместе с тем должна быть всемерно усилена и массовая работа среди неорганизованных детей.

... Только пионерская организация является единственной общественно-политической организацией детей,  учитывающей, организующей и направляющей под руководством РКП и РЛКСМ в коммунистическое русло инициативу и активность масс детей.

Все другие детские организации, возникающие в школе, должны работать под руководством пионерских отрядов и ячеек РЛКСМ".

Таким образом, детское движение, как таковое, перестало существовать, вернее было реорганизовано в единую и единственную детскую организацию юных пионеров.

Не имеет смысла подробно описывать дальнейшую историю Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина, так как это займет много места в данном пособии, тем более, что с историей пионерии каждый может познакомиться из литературы, список которой будет предложен в приложении к пособию. Но, чтобы учесть в дальнейшей работе с детьми положительное, а также ошибки в деятельности пионерской организации, остановимся на не которых из них.

2О-е - начало 3О-х годов явился периодом становления в СССР пионерской организации как системы, период ее восхождения.

Сущность пионерства определялась так:

- быть первооткрывателем неизведанных тайн, чудес, творцом человеческого счастья;

- отдать все силы на осуществление своих благородных  помыслов, порывов;

- испытать и проявить себя в настоящем деле;

- иметь надежных и верных друзей, способных на настоящий поступок, готовых защитить человеческое достоинство;

- найти свое место в жизни.

Заслуживает внимания нацеленность пионеров 2О-х годов на преобразование окружающей жизни, активное стремление сделать ее лучше (в тогдашнем, конечно, понимании), яркая эмоциональная романтически-игровая атмосфера, реальная помощь взрослым, работа с детьми по месту жительства, конкретная общественно-полезная деятельность.

Пионеры становятся коллективными членами добровольного общества Воздушного флота, собирают средства в пользу общества, участвуют в сборе средств на строительство самолетов.

Пионеры участвуют в подготовке и проведении Международной детской недели, становятся друзьями добровольного общества "Друзья детей". Оказывают помощь голодающим, зарабатывая плату деньгами и продуктами, передавая их детским домам, где помещались дети из голодающих районов. Проводят спортивные праздники, привлекают в свои ряды беспризорников, собирают средства на постройку детских домов для беспризорных детей.

Пионеры участвуют  в  создании  пионерских  сельскохозяйственных клубов, работают на пионерских огородах, помогают на селе уничтожать вредителей сельскохозяйственных культур, проводят опытническую работу.

Пионеры помогают комсомольцам организовывать пионерские отряды в деревне, собирают и передают сельским детям книги, газеты, журналы, пионерскую атрибутику. Выступают в защиту батрачат-пастушков, подпасков, нянь, чтобы их не эксплуатировали кулаки и чтобы они могли учиться.

Большую помощь пионеры оказывают крестьянам в сельском хозяйстве: собирают золу, сортируют  семена, помогают убирать картофель, собирают колоски, ухаживают за скотом, заготавливают корма для животных. Городские пионеры, совершая походы в деревню, проводят беседы среди крестьян, выступают с концертами, помогают создавать избы-читальни, распространяют среди крестьян литературу, организуют спортплощадки, участвуют в строительстве мостов через небольшие речки, очищают участки государственного леса.

Начинаются зачатки "тимуровского" движения. Так назовут его в конце 3О-х годов, после выхода в свет книги А.Гайдара "Тимур и его команда". Участвуя в движении, пионеры принимают участие в оказании помощи в домашнем хозяйстве семьям погибших в годы гражданской войны, в шефстве над пожилыми людьми и инвалидами, в шефстве над малышами – октябрятами (так назвали группы младших детей, создаваемых при пионерских отрядах c 1923 года).

Открываются школьные кооперативы, в которых пионеры помогают продавать учебники, книги, тетрадки и другие школьные принадлежности.

Пионеры участвуют в походах по родному краю, собирают коллекции минералов и почв, других полезных ископаемых для геологических кабинетов школ, посещают исторические места.

Пионеры участвуют в культурно-бытовом походе "За учебу и грамотность!", "За культуру в общественной  и личной жизни!". С самых первых шагов пионеры активно включились в кампанию по ликвидации неграмотности.

Наряду с перечисленными делами, пионерам навязывали  несвойственные для детей функции, как привлечение к созданию пионерских "хлебных постов", организации "красных обозов", помощи в выявлении вредительства кулаков, борьбе с религиозными предрассудками и верованиями.

Нельзя не упомянуть и о том факте, что первоначально отряды и группы детей создавались на предприятиях. Вожатыми этих отрядов были добровольцы, из числа рабочих и учащихся комсомольцев. Состав отрядов и групп был немногочисленный. Было большое разнообразие названий. У детей была реальная возможность выбора, как объединения, так и вожатого.

Но уже к середине 2О-х годов замена движения единой детской коммунистической организацией это разнообразие постепенно убирает, детям не оставили выбора, так как пионерская организация стала организацией всех детей 1О-15 лет.

С середины 2О-х начинается постепенный переход базирования пионерской организации в школу (c 1923-1924 годов на базе школ начали создаваться форпосты - передовые отряды школы, с 1925 года они стали называться пионерскими форпостами, базами), что вскоре привело к тому, что школа стала единой базой пионерской организации.

С 1927-1928 годов в школах, превышающих 32О учащихся, вводится штатная должность пионерского вожатого. Самостоятельность вожатого постепенно ограничивается, как со стороны руководящих органов комсомола, так и органов системы образования.

К следующему периоду деятельности детской организации исследователи детского движения относят от начала 3О-х до середины 5О-х годов. В этот период пионерская организация утрачивает свою самостоятельность. Она становится частью  государственно-бюрократической  системы после окончательного перехода в стены школы: сужаются социальные связи ребят, цели организации сводятся фактически к решению школьных проблем, что в дальнейшем приведет организацию к кризису.

Но можно ли однозначно подходить к этому периоду в истории пионерии. Было бы резонно разбить этот период как бы на три - довоенный, военный и послевоенный периоды. Наряду с нововведениями в работе с пионерами допускались и серьезные недостатки.

Первый Всесоюзный слет пионеров, проходивший в Москве с 18 по 25 августа 1929 года, подвел итоги семилетней деятельности пионерской организации. После слета пионеры начинают заключать договора с государственными предприятиями по выполнению производственных заказов. Это позволило включить большую массу детей в реальный трудовой процесс страны.

Пионеры участвуют в уборке территории заводов, фабрик, разносят рабочим во время обеда пищу, собирают рационализаторские предложения. Вместе с комсомольцами пионеры принимают посильное участие в строительстве дорог, плотин, каналов и других сооружений.

Пионеры 30-х годов продолжают оказывать активную помощь стране в социалистическом переустройстве деревни, в создании колхозов и библиотек в сельских клубах. Городские пионеры выезжают в деревню с концертами художественной самодеятельности, помогают убирать урожай, передают сельским пионерам и школьникам книги и учебные пособия.

За успехи в оказании помощи в строительстве на полях и в животноводстве, за отличную учебу и большую общественную работу десятки пионеров были награждены орденами и медалями СССР.

Вместе с тем в трудовой деятельности пионеров наблюдалась недостаточная педагогическая ее эффективность, перед пионерами выдвигались непосильные задачи (посылка на торфоразработки и др.), "борьба за промфинплан" противопоставлялась работе в школе и ученью детей.

С 1932 года усиливается работа пионеров по изучению родного края. Юные краеведы и туристы, изучая родные места, искали полезные ископаемые, сырье для промышленности, открыли местонахождение новых растений. Многие находки пионеров имели большое сельскохозяйственное значение.

С осени 1931 года проводится повсеместная перестройка. Центр деятельности пионерской организации переносится из клубов и предприятий в школу. Пионерские отряды стали создаваться в самих  школах.  Закладывались основы взаимодействия пионерской организации и школы. Решительный и коренной поворот пионерской организации к школе для многих пионерских работников, вожатых и педагогов был делом новым.

В начале 30-х годов у многих педагогов, пионерских работников были неоднозначные взгляды на роль школы и пионерской организации. Одни считали, что школа не нужна, ибо воспитывать нового человека должна сама жизнь советского общества и поэтому функции школы следует передать общественной организации юных пионеров. Другие, наоборот, предлагали ликвидировать пионерскую организацию путем слияния ее с новой, социалистической школой, которая якобы сама способна решить все воспитательные задачи.

Естественно, переход пионерской организации в стены школы включил большинство учителей в работу с пионерами. Она стала составной частью труда классных руководителей и других педагогов школы. Лучшие классные руководители стали друзьями, советчиками и консультантами пионеров и вожатых. В то же время многие педагоги еще слабо знали и владели методикой пионерской работы, не всегда правильно строили свои взаимоотношения с пионерами и вожатыми. Вместо поддержки самодеятельности детей, они нередко прибегали к авторитарности и администрированию.

С осени 1932 года в пионерской организации развернулось соревнование "За  ударную  учебу  и  сознательную дисциплину". Проводились смотры, слеты ударников учебы. Это, несомненно, активизировало деятельность пионерской организации в школах.

Стремление передать функции школы пионердвижению, попытки слить его со школой, привели к тому, что в некоторых школах слабо учитывались специфические особенности детской самодеятельной политической организации. Происходило копирование пионерской организацией содержания, форм и методов как внеклассной, так  и  учебной работы школы, а пионерские вожатые теряли свое назначение политических руководителей.

Характерными формами работы, навязанные пионерам взрослыми, были: академбои, декадники успеваемости, красные и черные доски, слеты кандидатов во второгодники, слеты прогульщиков и другие. Некоторые пионерские отряды превратили свою работу в прямое копирование урока и коллективное повторение пройденного материала, с проверкой знаний и отметками.

С середины 30-х годов отношения взрослых с детьми начали постепенно складываться как отношения безусловной зависимости и подчинения. Были приняты документы, которые фактически тормозили проявления творчества, инициативы, самодеятельности в пионерской организации. Постановлением ЦК ВКП (б) "О перегрузке школьников и пионеров общественно-политическими заданиями", принятым в 1934 году, устанавливался такой порядок, при котором решения Центрального Бюро юных пионеров о работе с детьми в школах не принимались и не выполнялись без ведома наркомпросов, заведующих отделами народного образования и заведующих школ.

Толчком принятия такого постановления явилось прямое игнорирование возрастных особенностей пионеров и школьников вызвавших перегрузку ребят общественно-политической работой. Появились несвойственные пионерскому возрасту надуманные формы идейно-политического воспитания детей и подростков, зачастую слепо перенесенные и  заимствованные  из  практики  комсомольской и партийной работы: схоластические "вопросники", "политбои", "политсерсо", "политудочки", "политлотереи" и прочие вредные приемы.

Доходило до курьезов, кое-где дело дошло до "чистки пионерской организации". Детей 8-12 лет заставляли отвечать на вопросы недоступные их пониманию, крайне отвлеченные и отбивающие всякий интерес к делам доступным.

В январе 1936 года ЦК ВЛКСМ был вынужден принять специальное постановление                   "О фактах бюрократического извращения соревнования среди пионеров и школьников", а затем Х съезд комсомола, в этом же году, осудил перечисленные выше ошибки.

Появляются новые увлекательные формы познавательной деятельности пионеров: путешествия по географической карте, вечера, конференции, конкурсы, научные экспедиции, массовые образовательные игры - "Города и годы", "По Северному морскому пути", "В гости к великим людям", "Машина времени" и другие.

С середины 30-х годов получили распространение пионерские форпосты в домах, на улицах городов, а также дома колхозных ребят, детские клубы, колхозные и межколхозные лагеря. Форпосты работали под руководством пионерской организации и старшего пионервожатого близлежащей школы. Форпосты стали центром массовой работы с детьми по месту жительства.

Одной из форм полезной деятельности пионеров было участие в санитарно-гигиенической массовой работе среди населения: распространяли листовки и плакаты, оборудовали "санитарные уголки", устанавливали аптечки, проводили конкурсы за чистоту в доме и школе.

30-е годы вошли в историю как годы массовых репрессий. Появились "спецпереселенцы", "лишенцы", шло раскрестьянивание в стране. Оно касалось, не только взрослого населения, страдали и дети лишенцев. Ограничивался их прием в пионеры.

Зачастую пионеров втягивали в деятельность  непонятную детям. Настроенные комсомолом и партийными организациями пионеры занимались "слежкой", проявляли "бдительность", участвовали в ликвидации кулачества как класса. Втянутые в борьбу с реальными и надуманными врагами гибли дети. В 30-е годы более десятка пионеров погибли от рук бандитов и врагов советской власти. Среди убитых были и ребята, кто искренне отстаивал свою позицию пионера.

С приходом в Германии к власти фашистов обострилась международная обстановка. По инициативе пионеров проходили субботники и воскресники в фонд обороны страны. Пионеры участвовали в строительстве домов, сортировке картофеля в овощехранилищах и других трудовых делах. На собранные пионерами деньги строились самолеты, которые пионеры передавали на аэродромы, в аэроклубы, вручали воздушному флоту.

Угроза второй мировой войны дала толчок усилению оборонно-спортивной работе среди пионеров. Тысячи пионеров сдают нормы на значок БГТО ("Будь готов к труду и обороне!"). Широко развернулась сдача норм на оборонные значки ПВХО ("Противовоздушная и химическая оборона"), ЮВС ("Юный ворошиловский стрелок"), БГСО ("Будь готов к санитарной обороне!"), ЮАС ("Юный авиастроитель"), ЮМ ("Юный моряк"). С 1937 года развернулось соревнование пионеров за сдачу норм на три оборонных значка.

В 30-е годы усиливается интернациональное воспитание пионеров. Особенно большой подъем, оно получает после принятия Конституции в 1936 году. Пионеры ведут переписку со сверстниками из союзных республик, обмениваются делегациями. Значительный подъем интернациональной работы дала борьба испанских республиканцев с фашистскими мятежниками и интервентами. Советские пионеры собирают денежные средства в пользу детей, женщин - жертв фашистского террора в Испании.

В приграничных районах страны становится неспокойно. Пионеры  оказывают посильную помощь  Красной Армии. За оказание помощи в задержании нарушителей границы, оказание помощи советским воинам, ряд пионеров были награждены орденами и медалями.

Спортивные игры, походы, военно-физкультурные соревнования на местности входят в практику работы пионерской организации конца 30-х годов. К этому времени пионерская организация стала самой массовой детской организацией в мире.

Патриотическим начинанием юных ленинцев, так часто называли пионеров после присвоения пионерской организации имени В.И.Ленина, явилось тимуровское движение. Играя в тимуровцев, пионеры брали под свою опеку семьи воинов, призванных в Красную Армию, помогали престарелым, больным, присматривали за малышами. Герой гайдаровской книги Тимур шагнул со страниц в жизнь и повел за собой большую массу детей творить добро, не требуя за это никаких вознаграждений.

В тимуровском движении было все, что нужно детям: большая цель - помощь людям и семьям бойцов, интересное и полезное дело, романтика. Движение воспитывало у пионеров лучшие черты характера - коллективизм, гуманизм, трудолюбие, мужество, настойчивость, а главное самостоятельность и инициативу.

22 июня 1941 года фашистские орды вероломно, без объявления войны, напали на Советский Союз. Война не детское занятие. Играть бы детям в игры, чувствуя теплоту и заботу своих родителей. Но жестокое лицо войны сделала пионеров не по годам "взрослыми". В эти годы дети проявили лучшие черты, заложенные в пионерстве. Они дежурили в школах, получали различные задания по микрорайону, трудились в самих школах.

Начиная с сентября 1941 года, пионерские отряды школы объединялись в единую пионерскую дружину, во главе со штабом, состоящим из начальника штаба и 7-9 членов - председателей советов отрядов. Работой штаба и всей дружиной руководил старший вожатый. Штабы руководили  создававшимися  повсеместно  тимуровскими   командами. В практику

пионерской работы быстро вошла система назначения актива, приказов штабов и отрядов.

Пионеры тыла заменили своих родителей старших братьев и сестер, ушедших на фронт, у станков на заводах и фабриках. Вместе со взрослыми строили оборонительные рубежи, противотанковые заслоны и другие защитные сооружения.

Во время бомбежек сотни пионеров обезвреживали зажигательные бомбы, помогали раскрывать и обезвреживать диверсантов. Пионеры выезжали в воинские части с концертами художественной самодеятельности, дежурили в госпиталях, ухаживали за ранеными, дарили им рисунки, предметы рукоделия, чинили им белье, помогали писать письма, читали газеты и книги.

Летом пионеры собирали подшефным воинам лесные ягоды, грибы, цветы, заготавливали и сдавали в аптеки лекарственные травы и ягоды. Пионеры понимали, что их труд жизненно необходим Родине. Совсем еще мальчишками и девчонками, наравне со взрослыми, садились за штурвалы комбайнов и тракторов, работали на полях, огородах и фермах.

Пионеры заготавливали дрова для школ и семей фронтовиков, собирали металлолом, дикорастущие и лекарственные растения, колоски, убирали и перебирали овощи, утепляли школы и скотные дворы, участвовали в погрузке угля и торфа, очищали от снега железнодорожные и автомобильные магистрали и т.д.

Пионеры страны зарабатывали и собирали деньги в фонд обороны, направляли в освобожденные от фашистов районы десятки тысяч книг для библиотек, учебные пособия и оборудование. Десятки танков, самолетов и другого вооружения, изготовленного за пионерские деньги, были переданы Красной Армии.

Сотни тысяч посылок с одеждой и обувью, теплыми варежками и носками, мылом и табаком, аптечками и продуктами питания, были отправлены пионерами фронтовикам. Такие подарки сопровождались  теплыми  и  дружескими письмами.

За участие в самоотверженном труде в годы войны многие пионеры награждались медалями, грамотами и книгами.

Свою любовь к Родине мальчишки и девчонки доказали взяв в руки оружие. Несмотря на все старания государственных органов и командования воинских частей не допускать участия детей и подростков в боевых действиях, тысячи пионеров разными путями умудрялись стать сынами и дочерьми боевых подразделений. Многие из них, оказавшись на захваченной фашистами территории, становились связными, подпольщиками, уходили в партизанские отряды. В Белоруссии пожалуй не было партизанского отряда, соединения, где- бы в рядах лесных солдат не было детей пионерского возраста.

У войны не детское лицо, но с фотографий, хранящихся в архиве кабинета истории детского движения Республики Беларусь Минского Дворца детей и молодежи, на нас смотрят лица мальчишек и девчонок в солдатских гимнастерках, на которых сверкают боевые награды. Тысячи пионеров и детей пионерского возраста за участие в Великой Отечественной войне были награждены медалями и орденами Советского Союза. Война есть война, много отважных пионеров погибло, не дожив до Победы. Их награждали посмертно.

О юных патриотах сложены песни, написано много книг, сняты фильмы. Узнать о них вы сможете из литературы, предложенной в приложении данного пособия.

Кончилась война. Прогремел победный салют. Страна вернулась к мирному труду. Детство, особенно первых послевоенных лет, у ребят было трудным, нелегким. Не хватало продовольствия, жилья, топлива и многого другого для нормальной жизни людей. Понимая это, пионеры оказывали посильную помощь взрослым. Они принимают активное участие в пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства. Сотни часов отработали   пионеры   на   восстановлении    разрушенных городов и сел.

Большое место в деятельности пионерской организации в этот период занимают различные виды общественно полезного и производительного труда. Пионеры участвуют в полевых работах, собирают золу для удобрения колхозных полей, радиофицируют дома колхозников. За большой вклад в трудовые дела ряд пионеров награждается орденами и медалями, а двое из них удостаиваются звания Героев Социалистического Труда.

В 1946 году в целях развития пионерской самодеятельности ЦК ВЛКСМ отменил введенную в период войны систему приказов и назначений пионерского актива.

Для поощрения ребят, за успехи в отдельных видах деятельности, вводятся значки "Юный техник", "Юный путешественник", "Юный натуралист", "Юный физкультурник" и другие.

Возникают новые, интересные формы работы: движение юных натуралистов-мичуринцев под девизом "Украсим Родину садами!"; движение юных путешественников по Ленинским местам, по местам боев Советской Армии. Возрождается довоенная традиция - изучение родного края. В походах пионеры не просто любовались природой,  памятниками старины, новостройками, но также выполняли задания ученых по сбору фольклора, отыскивали полезные ископаемые, изучали животный и растительный мир.

Начиная с 1946 года, пионеры принимают участие во Всесоюзных выставках детского изобразительного искусства.

Вместе с тем, многие массовые мероприятия с пионерами проводились в учебное время, пионеры были перегружены общественной работой. Излишние заседания, семинары, совещания зачастую мешали нормальной учебе детей.  Направляя комсомольские организации на оказание более действенной помощи пионерским дружинам и отрядам, ЦК ВЛКСМ в 1949 году советует: "работу в пионерских звеньях, отрядах и дружинах следует вести на основе активности и самодеятельности самих пионеров, всемерно развивая их инициативу. Самодеятельный характер деятельности пионерских отрядов и дружин не исключает, а наоборот, предполагает, чтобы работу пионеров направляли и развивали опытные, педагогически образованные руководители. Исключительно важно, чтобы учителя, классные руководители больше привлекались к деятельности пионерской организации, работали вожатыми, помогали пионерским вожатым". Однако, получив такие права, педагоги, к сожалению, не всегда тактично и умело пользовались ими. Некоторые директора и учителя прибегали к администрированию, другие выполняли многие дела за детей. Возникла угроза превращения дружин и отрядов из организации самих детей в организацию для детей. Жизнь пионеров все более и более замыкалась стенами школы.

Получили распространение так называемые предметные пионерские сборы. Постепенно на задний план стали отходить общественно полезный труд и тимуровская работа. Интерес детей к своей организации ослабевал. Привлекая педагогов школы к работе с пионерами, некоторые комсомольские организации самоустранялись от непосредственной работы с пионерской организацией. В условиях авторитарности, характерной для многих школ начала 50-х годов, руководство педагогов деятельностью пионеров зачастую превращалось то в мелочную опеку, то в диктат, подавляющий пионерскую инициативу.

Явления эти имели своими истоками обстановку культа личности Сталина, повлекшего за собой серьезные отступления от общественных, демократических начал во всех областях жизни общества.

Претендуя на лидерство в организации воспитательной работы с подростками во внеучебное время, пионерская организация действовала в ограниченном социальном пространстве. У подростков было больше обязанностей, чем реальных прав в организации, что порождало индифферентность, отчужденность, формализм во взаимоотношениях. Унифицированная  детская  организация  вырабатывала в основном идеологические умения и навыки, явно недооценивалось значение прикладной подготовки подростков к будущей взрослой жизни. А главное, это то, что организация "отвергла" личность ребенка.

Начиная с середины 50-х годов в пионерской организации начинается период переосмысления и преодоления недостатков предшествующего этапа, именуемый исследователями детского движения как критический.

В марте 1954 года отвергнув "предметные сборы", "учет успеваемости" в отрядах и другие неэффективные формы, ХП съезд ВЛКСМ в то же время подчеркнул, что борьба юных пионеров за знания - важнейшая составная часть их деятельности - должна вестись формами и методами, свойственными природе пионерской организации.

В целях поощрения пионерской работы в 1954 году была учреждена книга Почета Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина и нагрудный значок "Лучшему пионерскому вожатому", а в 1958 году утвержден значок "За активную работу с пионерами" для

поощрения лиц, отличившихся в работе с юными пионерами.

После XII съезда ВЛКСМ в пионерской организации наблюдается активизация тимуровской, опытнической сельскохозяйственной работы. Начали возрождаться такие традиции, как слеты, праздники, парады, пионерские костры. Стали шире применяться элементы игры и соревнования в пионерской работе.

Пионерские отряды, звенья участвуют в труде колхозников, готовят себя к работе в родном колхозе, оказывают посильную помощь в развитии животноводства и птицеводства, в освоении целинных и залежных земель, сборе урожая. Из собранного пионерами металлолома изготавливаются колонны пионерских тракторов и другой техники, которую они передают в колхозы, целинникам, труженикам сельского труда.

В конце 50-х годов заработали "пионерские фабрики", принимавшие заказы на елочные игрушки, учебные пособия, ремонт школьной  мебели,  изготовление  ящиков для рассады и сбора фруктов, овощей. Все обязанности на этих фабриках выполняли сами ребята.

Начинают появляться и такие формы работы, как общества художников, туристов, клубы юных географов, физиков, историков и другие. Оживляется краеведческая работа по составлению летописей дружин, сел, городов.

Оживлением интернационального воспитания послужил Х Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве (1957 г.). Советских пионеров приглашают отдохнуть в международные и национальные пионерские лагеря - в Болгарию, Польшу, Норвегию и другие страны. Начиная с 1958 года пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ "Артек" принимает международные смены.

Чтобы расширить зону действия пионерской организации, не замыкаться рамками школы, в пионерских дружинах создаются из представителей взрослой общественности советы друзей пионеров.

К концу 50-х годов становится очевидным, что пора от системы эпизодических сборов и дел перейти к стройной системе содержания пионерской работы, доступной каждому пионерскому вожатому, стимулирующей рост каждого пионера и пионерского коллектива. Такая система должна была предусмотреть определенные требования к пионеру: простые и ясные, посильные для осуществления, доступные для контроля и самоконтроля.

Исследователи пионерской организации пришли к выводу, что необходима возрастная ступенчатость в работе с пионерами.

С сентября 1958 года в деятельность пионерской организации вводится "Примерный перечень умений и навыков для пионеров (ступени юного пионера)", 1-ая ступень - пионеры 3-4 класса, 11-ая ступень - пионеры 5-6 классов, 111-я ступень - пионеры 7-8 классов. Ступени юного пионера явились своеобразной программой роста и самовоспитания пионера. Была введена личная книжка пионера, где учитывалось его продвижение от одной ступени к другой, а также три значка - пионер  1, II, III ступе ни. Ступени использовались в работе пионерской организации года 3-4, затем, из-за неумелого ряда вожатых и педагогов сочетать требования ступеней с текущими общественными событиями и делами юных пионеров, прекратили свое существование.

Начало 60-х годов было периодом творческого поиска и совершенствования системы пионерской работы, в которой многообразная коллективная деятельность на общую пользу сочеталась с вниманием к росту и интересам каждого пионера.

Большое оживление в деятельность пионерской организации внесла так называемая "коммунарская методика" И.П.Иванова, разработанная в 1957 году в Доме пионеров Фрунзенского района г. Ленинграда. Она получила большое распространение в стране. Основная идея методики - включение детей в коллективную творческую деятельность, отказ от формализма, реальное сотрудничество со взрослыми, органическое сочетание общественной значимости деятельности с эмоциональной личной привлекательностью.

Представляет интерес и опыт создания сельских пионерских дружин, сводных разновозрастных отрядов по месту жительства. Вместе с расширением игровой деятельности в практику пионерской работы более широко начинают входить символы, атрибуты и ритуалы. Для сплочения пионерских коллективов важен опыт использования пионерских песен тех лет.

Начиная с 60-х годов, в практику пионерской организации начинают входить Всесоюзные соревнования, смотры, экспедиции, марши.

С 1959 года пионерские отряды и дружины борются за звание - "Спутник семилетки".

2 октября 1960 года дается старт пионерской двухлетке "Пионеры - Родине", посвященной 40-летию пионерской организации. В микрорайонах школ повсеместно создаются "Зоны пионерского действия" (ЗПД). Пионеры принимают участие в озеленении улиц городов и сел,  про водят праздники малышей, создают игротеки и детские театры, оборудуют спортивные площадки. Во многих пионерских дружинах проводятся творческие игры.

К началу 60-х годов можно отнести и появление районных и городских штабов юных пионеров - представителей дружин.

С осени 1962 года в отряды и дружины приходят вожатые-производственники, комсомольцы из бригад коммунистического труда.

В 1962-1964 годах пионеры участвуют во Всесоюзном соревновании пионерских отрядов под девизом: "Имя Ленина - в сердце каждом! Верность партии - делом докажем!". Пионеры участвуют в новых спортивных пионерских соревнованиях внешкольных клубов "Золотая шайба", "Кожаный мяч", "Олимпийская снежинка", соревнованиях по ракетному моделированию и т.д.

Во Всесоюзном смотре пионерских дружин "Сияйте, ленинские звезды!" пионеры участвуют с 1964 по 1967 год. В этот период усиливается работа юных следопытов-разведчиков боевой славы. Пионеры закладывают парки и скверы, высаживают пионерские аллеи, создают пионерские колхозы, фермы и лесничества; участвуют в работе производственных бригад, лагерей труда и отдыха. С января 1967 года пионерские отряды и дружины включились в военно-спортивную игру "Зарница".

В 1967 году в пионерской организации была введена программа "Ориентир". Она оказала большую помощь пионерским работникам в реализации возрастного подхода к работе в пионерской организации, который играл важную роль в социализации личности.

В 1968-1970 годах объявляется Всесоюзная экспедиция пионерской организации "Заветам Ленина верны!".

В 1970 году IV слет пионеров дал старт Всесоюзному Маршу пионерских отрядов "Всегда готов!". Марш продлился на 10 лет и посвящался различным датам и событиям, проходил под разными девизами: - Всесоюзный Марш пионерских отрядов «Всегда готов!»,  посвященный50-летию пионерской организации имени В.И. Ленина (1970-1972 г.г.);

- новый этап Марша "Всегда готов!", посвященный присвоению пионерской организации имени В.И. Ленина (1972-1974 г.г.);

- новый этап Марша "Всегда готов!", под девизом "Салют, Победа!", посвященный 30-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне (1974-1975 г.г.);

- следующий этап Всесоюзного Марша под девизом "Берем с коммунистов пример", посвященный XXV съезду КПСС (1975-1976 г.г.);

- очередной этап Марша называется "Идем дорогой Ленина, дорогой Октября!" и в свою очередь разбивается на три этапа: "Идем дорогой Ленина, дорогой Октября!", посвященный 60-летию Октябрьской революции (1977 г.); "Мы верная смена твоя, комсомол!", посвященный 60летию ВЛКСМ (1978 г.); "Пионеры всей страны делу Ленина верны!", посвященный 100-летию со дня рождения В.И. Ленина (1979-1980 г.г.).

С одной стороны, для взрослого, работающего с пионерами, заботящегося в первую очередь о всестороннем развитии ребенка, подростка Марш дал возможность расширить поле деятельности, вовлекая пионеров своего коллектива в дела и творчество, предлагаемые в

различных маршрутах марша.

С другой стороны, отчетность о проделанной работе, выражавшейся в подготовке рапортов к различным съездам, датам заставило многих пионерских работников выдавать желаемое за действительное. В погоне за цифрами затирался индивидуальный подход к каждому пионеру. Заполитизирование мероприятий привело к тому, что дети, участвуя в них, не понимали смысла и значения их конкретного участия в этих делах. Это, прежде всего, отразилось на то, что некоторые пионеры стали игнорировать пионерские дела, большая масса детей относилась к ним без особого энтузиазма.

Так как Марш определил основные направления деятельности пионеров, что для многих вожатых дало возможность не проявлять инициативы, не требовать от детей этой самой инициативы и самодеятельности. Зачем придумывать и творить, если есть Марш?

Некоторые пионерские работники, исследователи пионерской организации искали выходы из складывающейся ситуации.

В 1981 году был дан старт пятилетке трудовых пионерских дел, вобравшей в себя лучшие трудовые традиции пионерской организации прошедших лет. Участвуя в пятилетке трудовых пионерских дел, в трудовых операциях пионеров "Уренгой", "Зернышко", "Пионерская ферма", "Зеленая аптека", "Миллион - Родине!", "Живое серебро", "Зеленый наряд Отчизны", "Поход бережливых" и других, пионеры, несомненно, внесли вклад в общее трудовое дело страны.

Продолжают действовать созданные и возникшие в 70-е годы профильные отряды юных друзей пограничников (ЩП), юных друзей милиции (ЮДМ), юных друзей Советской Армии (ЩСА), красных следопытов (КС), юных пожарных (ЮП), юных механизаторов и других.

Некоторые исследователи детского движения стараются увидеть и найти ошибки только в самой пионерской организации. Несомненно, что это должно помочь в будущем не делать этих ошибок. Часть исследователей и просто тех, кто в какой-то мере причастен к воспитанию детей, стараются обойти основную причину кризиса пионерской организации, заключающуюся в первую очередь в кризисе всего общества, кризисе властных структур, приведших к распаду Советского Союза.

Кризис пионерской организации в стране и попытки выхода из него

Перестройка, начатая в стране в середине 80-х годов, привела в замешательство основную массу людей, не готовых так быстро перестраиваться и воспринимать то новое, что начиналось в республиках Советского Союза. Растерянность, неуверенность взрослых привела к тому, что ситуация в пионерской организации стала выходить из под контроля комсомола и взрослых.

Во Всесоюзной пионерской организации к концу 80-х годов сложилась кризисная ситуация. Она характеризовалась отрывом от социальной практики, возросшей отчужденностью детей от взрослых и друг от друга, падением интереса к учебе и учебному заведению, к нравственным ценностям общества, девальвированным во времена сталинизма и постсталинизма. Пионерская работа все чаще стала рассматриваться как часть учебно-воспитательного процесса, она вырастала из дидактики: проводились уроки мира, уроки мужества, уроки солидарности и т.д. - внеурочная жизнь детей практически свелась на нет. Детский и подростковый коллективизм не подтверждался на практике социально осознанным участием, самореализацией в различных типах коллективов. В результате их роль как фактора становления личности, среды жизнедеятельности, самоопределения и самореализации объективно возрастала, в реальной действительности стала крайне низка. Произошло отчуждение значительной части детей и подростков от официальных коллективных объединений.

После "мятежного", как иногда его называют в прессе, IX Всесоюзного слета пионеров ("Артек" 1987г.), показавшего, что социальная активность у детей велика, в стране начали создаваться новые неформальные объединения, воссоздаваться давно забытые старые. Они возникали в противовес бездействию, растерянности взрослым, тем, кто занимался прямым или косвенным воспитанием детей.

К началу 90-х годов некоторые из них начали получать статус официальных, т.е. формальных объединений. В 1990 году Х Всесоюзный слет пионеров стал слетом создания новой организации детей и взрослых – Союза пионерских организаций - Федерации детских организаций (СПО-ФДО), получившего после распада СССР, статус международного объединения.

Конец 30-х начало 90-х годов можно смело считать началом нового  этапа  в  детском  движении - этапом  становления, самоопределения и утверждения детского движения в различных регионах бывшего Союза. Термин "детское движение" все чаще появляется в печати, на страницах газет, журналов и книг.

В 1990 году формируется, а в 1991 году учреждается и регистрируется Ассоциация исследователей детского движения, которая начинает заниматься новым направлением знаний - знаний о детском движении (социокинетике).