vКАК ЭТО МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ
Все родители надеются, что с их ребенком этого никогда не произойдет. Но насилие возможно и со стороны незнакомых людей, и со стороны знакомых, и даже в собственной семье. Насильник может подстерегать или преследовать свою жертву в безлюдном месте: парке, пустыре, подвале, подъезде, или же ворваться в квартиру, удостоверившись, что в ней нет взрослых, может использовать оружие, муляж или просто запугать ребенка. В этот момент дети нередко испытывают оцепенение, чем и пользуется преступник. Довольно часто ребенок потом спрашивает себя, мог ли он что-то сделать по-другому, и «застревает» в состоянии самобичевания. Поэтому, узнав о насилии, взрослые первым делом должны поддержать ребенка, подчеркнуть, что он все правильно, остался жив и рассказал о случившемся взрослым.
В большинстве случаев сексуального насилия насильник и жертва знакомы между собой. Для вовлечения ребенка в сексуальное взаимодействие насильник из близкого окружения ребенка (отчим, друг родителей, родственник, сосед, родственник подруги или друга, учитель, тренер) сначала пытается расположить его к себе, потом ищет повод оказаться наедине и формирует у ребенка ощущение безопасности в своем присутствии. Так ребенок попадает в замкнутый круг. С одной стороны, он испытывает смущение от того, что ему предлагают и что с ним делают. А с другой – человек, который это предлагает, хорошо знакомый и вызывает чувство доверия. На следующем этапе насильник начинает использовать элементы сексуальной игры, которые со временем переходят в более открытые действия сексуального характера и могут завершиться половым актом. Насильник постепенно приводит ребенка к убеждению в естественности того, что он делает.
Манипулируя ребенком, насильник может переложить на него свою ответственность, обвинив его в произошедшем: «Я бы тебя не тронул, если бы не видел, как ты сам/сама этого хочешь...» Чтобы заставить ребенка молчать, он может угрожать, что если другие узнают о случившемся, то будут смеяться над ребенком. Чтобы ребенок острее чувствовал свое «бесчестье», преступник иногда снимает происходящее на видео, а потом начинает шантажировать ребенка тем, что если он проговорится, то эти записи будут выложены в Интернете.
Наиболее травмирующим для ребенка является сексуальное насилие в семье. Как правило, «домашний» насильник (отчим, брат матери или отца, другой родственник), манипулируя ребенком, достаточно долго может заставлять его молчать. Особенно тяжело приходится ребенку, если насильник внушает ему: «Я – единственный человек, которому ты нужен».
Часто ребенок намекает родителям на то, в каком положении он оказался, однако родители обычно не обращают внимания на эти сигналы. Признаками сексуального принуждения может быть резкий переход от дружбы с каким-то взрослым или симпатии к нему к явному нежеланию идти к нему в гости или на занятия. Ребенок перестает говорить об этом человеке, а при упоминании его имени сжимается. Родителям надо обратить внимание на подобное поведение ребенка по отношению к кому-то из взрослых и спокойно разобраться в ситуации. Если же родителям не удается самим определить степень правдивости слов ребенка, следует обращаться к психологу. Но отворачиваться от слов ребенка нельзя ни при каких обстоятельствах.
vПОМОЧЬ ПЕРЕВЕРНУТЬ ЭТУ СТРАНИЦУ ЖИЗНИ
Узнать о насилии или развратных действиях в отношении ребенка можно по его внешнему виду, поведению, разговорам. Ссадины и синяки на лице или теле ребенка, не склонного к дракам и активным играм, – тревожный сигнал, особенно если он не вдается в подробности или его рассказ выглядит не совсем правдоподобным. Пережитое насилие может вызвать замкнутость, плохое настроение, подавленность, тревожность, страх оставаться наедине с насильником. Ребенок может рассказать о случившемся другу или подруге, учителю, матери, но представить это как случай, произошедший с кем-то другим, о чем он узнал из новостей, прочитал в Интернете или увидел в кино.
Обратите внимание на эмоциональное состояние ребенка во время рассказа, прислушайтесь, что он хочет вам сказать на самом деле: просто поделиться шокирующим фактом или просигналить о случившемся лично с ним.
Если есть основания подозревать насилие в отношении ребенка, но вы не чувствуете себя готовым говорить с ним на эту тему, обратитесь к психологу.
Если же вы решились на разговор, важно не только что вы говорите, но и как. Поза, мимика, жесты, интонация, тембр голоса, смысловые паузы – все это ребенок считывает как знаки: на чьей вы стороне? заслуживаете ли вы его доверия? Если в семье есть опыт доверительных бесед с ребенком на другие темы, то начните разговор о предполагаемом насилии с привычных фраз: «Давай пошепчемся», «Ты мне хочешь что-то рассказать?» Можно также обсудить якобы услышанную или прочитанную историю о неправильном поведении взрослого по отношению к ребенку. Выскажите свое негативное отношение к действиям взрослого, покажите, что понимаете чувства и мотивы ребенка. Дайте ему понять, что он всегда может рассчитывать на поддержку и
защиту с вашей стороны.
Чтобы помочь ребенку, пережившему насилие, лучше всего обратиться к специалисту, который имеет опыт работы с такими детьми. Если же такой возможности нет, помогите ребенку выразить, «завершить» свои эмоции. Для этого можно дать ему возможность направить свою агрессию по отношению к обидчику на боксерскую грушу или подушку. Иными словами, ее нужно бить до тех пор, пока эмоция не ослабеет, а объект не перестанет представлять для ребенка интерес. Если удастся добиться того, чтобы обидчик перестал занимать центральное место в мыслях и страхах ребенка, ему будет гораздо легче перевернуть эту страницу своей жизни и идти дальше.
vКАК ПРЕДУПРЕДИТЬ
Для предупреждения сексуального насилия важно, чтобы с раннего детства ребенок осознавал, что люди бывают разные и что они поступают по-разному. Запугивать ребенка ни к чему, но нельзя и поддерживать иллюзию идеального мира. Ребенок должен знать, что никто не вправе целовать его в губы, принуждать к объятиям и поцелуям, раздевать его, прикасаться к интимным частям тела. Родители и близкие могут поцеловать ребенка только в лоб, носик, щечку, ручку. Помня об этом, ребенок легче распознает сексуальное домогательство.
Важно различать желание взрослого или сверстника обнять, чтобы выразить радость от встречи или эмоционально поддержать, и домогательство, когда в прикосновениях, высказываниях, проявлениях внимания, предложениях провести вместе время чувствуется явный сексуальный подтекст. Ребенок должен знать, что любовь и насилие несовместимы. Принуждение к сексу – проявление не любви, а грубости, ревности или желания показать свою «крутизну».
И главное, ребенок должен быть уверен, что родители защитят и поддержат его в любых обстоятельствах, что они не рассердятся на него и не обвинят его во лжи или в провоцировании сексуального интереса других людей. Только в этом случае ребенок поделится с вами тем, что его тревожит. Чувство вины и стыда за произошедшее или опасение, что им не поверят, а еще хуже – обвинят в случившемся, заставляет многих детей и подростков замалчивать случаи насилия или его попыток.
vКАК ВЕСТИ СЕБЯ С НЕЗНАКОМЫМИ
Следует научить ребенка правилам поведения с незнакомыми людьми.
- Не разговаривать с незнакомцами на улице; на просьбу показать нужную улицу или проводить до магазина нужно объяснить, как пройти, но ни в коем случае не провожать, даже если попросил сверстник или женщина.
- Не разговаривать с посторонними через входную дверь и не впускать их в дом.
- Не принимать никаких подарков, угощений, предложений подвезти, сходить в гости, поиграть, принять участие в съемке кино от незнакомых людей, в том числе сверстников.
- Не верить незнакомцам, которые представляются знакомыми родителей (друг отца, одноклассница мамы и пр.), если родители об этом не предупреждали заранее.
- Не садиться в машину к незнакомцам, не заходить в подъезд или в лифт с незнакомыми людьми, сообщать родным по домофону о своем приходе.
- Если незнакомец пытается увлечь в безлюдное место или заставляет сесть в машину, следует громко кричать и звать на помощь.
- Если незнакомец идет следом, нужно зайти в магазин или другое общественное помещение и позвонить родителям. Можно сказать об этом охраннику или сотрудникам и не выходить из помещения до приезда родителей. Если поблизости нет никаких общественных мест, то можно подойди к любому дому и помахать рукой якобы родителям/родственникам, которых видишь в окне. Можно сделать вид, что звонишь домой, и громко сообщить о своем скором приходе. Настройки мобильного телефона должны позволять быстрый набор номеров родителей и милиции.
Укрепляя в ребенке, особенно в подростковом возрасте, чувство уверенности в себе, повышая его самооценку и обучая навыкам эффективного общения, родители помогают ему противостоять давлению в разных областях человеческих взаимоотношений, в том числе и в сексуальной. Умение вести себя уверенно и давать твердый отказ может помочь пресечь сексуальные домогательства и предотвратить насилие.
vРЕАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ В ВИРТУАЛЬНОМ МИРЕ
Современные дети и подростки значительно опережают своих родителей в умении пользоваться компьютером, в частности Интернетом, и часами общаются в социальных сетях. Интернет стал неотъемлемой частью их жизни. Он может быть очень полезным для общего развития, обучения, творческого самовыражения и поиска единомышленников. Но он может быть и опасным: из-за нехватки жизненного опыта юные пользователи не всегда в состоянии распознать подстерегающие их в Сети риски.
Пользуясь Интернетом, кроме опасностей, которые могут повредить домашний компьютер и привести к финансовым потерям (вирусы, доступ к паролям банковских карт и т.п.), дети и взрослые могут столкнуться с насилием, которое из виртуального может стать вполне реальным и нанести тяжелую психологическую травму и ущерб здоровью.
Кибербулинг – преследование, запугивание и издевательство путем рассылки сообщений агрессивного содержания по электронной почте и через социальные сети и чаты, размещения обидных и порочащих (часто смонтированных) фотографий и видеороликов, раскрытие анонимности участника на форумах и т.д. Такие атаки обычно проводятся анонимно и очень интенсивно, с одновременным использованием нескольких каналов коммуникации. В результате объект атаки – ребенок или подрос ток – получает серьезную психологическую травму.
Видеочат Рулетка (Chatroulette) предполагает использование веб- камеры для общения с незнакомыми людьми, что нередко сопровождается обсуждением сексуальных тем и демонстрацией обнаженного тела. Находясь на таких ресурсах, дети могут попасть на сайты, содержащие фото и видео порнографического содержания. Просмотр этих материалов может негативно повлиять на представление о здоровых сексуальных отношениях, девальвировать семейные ценности и спровоцировать преждевременный интерес к половым отношениям. Кроме того, на таких сайтах дети могут стать жертвами педофилов или людей с нарушениями психики.
Кибергруминг – этим термином обозначают вхождение в доверие к ребенку с последующим использованием его в сексуальных целях. Как правило, злоумышленники хорошо разбираются в психологии детей и подростков и ориентируются в их интересах. Они отслеживают в социальных сетях или на форумах подростков, находящихся в подавленном состоянии, сочувствуют, предлагают поддержку, обсуждают волнующие их вопросы, постепенно переводя беседу в сексуальную плоскость, а затем предлагают перейти к отношениям в реальной жизни. Реальное знакомство может привести к принуждению ребенка к сексуальным отношениям, участию в создании порнографии, другим злоупотреблениям, угрожающим его здоровью и жизни.
Не осознавая возможных негативных последствий, подростки сообщают в Интернете персональную информацию, выставляют на своих страницах откровенные фотографии, которые затем могут легко попасть на другие сайты и стать общедоступными, могут быть отредактированы и использованы в неприемлемом виде. Иногда взрослые сами распространяют через социальные сети и форумы персональную информацию о себе и своих детях, что может заинтересовать преступников и поставить под угрозу безопасность ребенка.
Чтобы обезопасить детей от реальных угроз виртуального мира, специалисты по интернет-безопасности советуют целенаправленно обсуждать правила безопасного поведения в Интернете, а именно:
o объяснить ребенку важность защиты своей и чужой конфиденциальной информации;
o научить детей вести себя в Интернете так же осмотрительно, как и в реальной жизни;
o никогда не соглашаться на реальное свидание с незнакомым человеком, не предупредив об этом взрослых;
o напомнить о том, что виртуальный собеседник может выдавать себя за другого;
o предупредить о рисках, связанных с запросами различных сайтов предоставить логины, пароли, сведения о банковских картах, номер телефона, домашний адрес и другую персональную информацию;
o убедить детей в необходимости обращаться за советом и помощью каждый раз, когда они сталкиваются в Интернете с чем-то сомнительным или потенциально опасным.
Сайты для родителей подростков о безопасности в интернете:
- http://www.microsoft.com/ru-ru/Security/familysafety/ childsafety-internet.aspx – обучение детей основам безопасности при работе с Интернетом
- http://www.microsoft.com/ru-ru/Security/familysafety/ childsafety-age.aspx – указания для детей различных возрастов по использованию Интернета
- https://www.google.com/intl/ru_ru/goodtoknow/familysafety/ – безопасность в Интернете для детей ивзрослых
- http://detionline.com/mts/rules – простые правила безопасности в Интернете
ссылка: http://doverie8gdp-by.wednode.ru
разгарнуць » / « згарнуць