ПРОЕКТ
Школа - территория здоровья
Информационная карта проекта «Школа- территория здоровья»
Название проекта
|
Школа- территория здоровья
|
Главная идея проекта
|
Организация совместной деятельности всех участников образовательного процесса, а также заинтересованных в сохранении здоровья организаций, направленной на оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в учреждении образования условий для сохранения и укрепления здоровья, формировании культуры здорового образа жизни
|
Место реализации проекта
|
Государственное учреждение образования
«Новоселковская базовая школа» Каменецкого района
|
Участники проекта
|
Директор школы, заместитель директора, классные руководители, педагоги учреждения, обучающиеся, их законные представители, обслуживающий персонал, представители учреждения здравоохранения, социальные партнеры
|
Сроки реализации проекта
|
2021-2024 годы
|
Новизна проекта
|
Новизна проекта определяется
созданием собственной модели здоровьесберегающей среды в ОУ
|
Практическая значимость проекта
|
Практическая значимость проекта определяется:
- увеличением доли учащихся активно стремящихся к здоровому образу жизни;
- отсутствием отрицательной динамики состояния здоровья учащихся;
- положительной динамикой уровня физической подготовленности и охвата учащихся спортивно-оздоровительной досуговой деятельностью.
|
Информационное обеспечение проекта
|
Сайт учреждения образования
|
2. Обоснование и актуальность проекта
Одним из приоритетов государственной политики Республики Беларусь является реализация конституционных прав граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, создание условий для качественного развития человеческого потенциала, здоровой и достойной жизни населения, в том числе на основе реализации комплекса мер по укреплению здоровья на протяжении всего жизненного цикла. Учреждения образования являются тем образовательным пространством, в рамках которого происходит не только профессиональное, социальное и гражданское самоопределение учащихся, но и формирование их здоровья.
В последние годы, благодаря разработанным законодательным и техническим нормативным правовым актам, а так же предпринимаемым органами государственного управления Республики Беларусь мерам, в организованных детских коллективах с учетом современных требований создаются благоприятные условия для обеспечения оптимальных темпов роста и развития учащихся, вместе с тем на фоне неблагоприятной демографической ситуации отмечается ряд негативных тенденций в состоянии здоровья, ухудшение физического развития, снижение уровня физической подготовленности детей и подростков. Одна из важнейших задач учреждений общего образования – помочь учащимся осознать ценность здоровья и роль здорового образа жизни для современного человека. В связи с этим для реализации информационного проекта «Школа - территория здоровья» в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» необходимо организовать совместную деятельность педагогических работников, обучающихся и родителей, а также заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей.
Цель проекта: создание условий, содействующих укреплению физического и психологического здоровья обучающихся и способствующих формированию навыков здорового образа жизни
Задачи участников проекта
Задачи медицинского работника:
-анализ состояния здоровья учащихся и факторов его формирующих,
-проведение работы по формированию у детей потребности в здоровом образе жизни,
-обеспечение динамического медицинского наблюдения за условиями обучения и воспитания учащихся,
-проведение профилактической работы по сохранению здоровья учащихся с законными представителями ребенка, педагогическим коллективом,
-совместно с руководством разработка плана мероприятий по здоровьесбережению и его реализация в учреждения образования,
-совместно с территориальным центром гигиены и эпидемиологии участие в осуществлении мероприятий по формированию здоровьесберегающей среды, соблюдению в УО санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.
Задачи руководства учреждения образования:
-организация и контроль соблюдения санитарных норм, правил и гигиенических нормативов,
-внедрение современных здоровьесберегающих технологий обучения и оздоровления учащихся и содействие в их реализации,
-организация обучения педагогических работников вопросам здоровьесбережения.
-создание в УО инфраструктуры для реализации оздоровительной деятельности.
-обеспечение материально-технической базы для формирования здоровьесберегающей среды.
Задачи учителя и классного руководителя:
-выбор средств и методов обучения учащихся здоровьесбережению,
-индивидуальный подход к обучению и воспитанию,
-включение вопросов профилактики заболеваний в материал уроков,
-создание благоприятного психологического климата в классе,
-формирование положительной мотивации к здоровьесбережению и ответственности за свое здоровье у учащихся,
-обучение учащихся правилам личной и общественной гигиены,
-взаимодействие с семьей по вопросам создания здоровьесберегающей среды в домашних условиях,
-помощь учащимся в выборе референтной группы (образец поведения по сохранению здоровья): в младшем школьном возрасте – родители, в подростковом – сверстники.
Задачи законных представителей несовершеннолетних обучающихся:
-создание здоровьесберегающей среды в домашних условиях,
-позиционирование родителями здоровьесберегающего образа жизни,
-обеспечение своевременности медицинских осмотров и оздоровления детей,
-формирование в семье положительной мотивации к здоровьесбережению и ответственности за свое здоровье.
3. Анализ деятельности учреждения по укреплению и сохранению здоровья обучающихся
Территория Государственного учреждения образования «Новоселковская базовая школа» Каменецкого района ограждена, благоустроена, озеленена; выделены функциональные зоны: физкультурно-оздоровительная, зона отдыха, хозяйственная зона. Функциональные зоны имеют удобную связь со зданием учреждения образования и между собой. При входе в здание установлена стационарная мусорная урна для сбора бытового мусора, имеются скребки для очистки обуви. В здании школы созданы необходимые условия для сбережения здоровья обучающихся. Все помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда, строго соблюдается санитарно-гигиенический режим.
В 2021/2022 учебном году в учреждении насчитывается 62 обучающихся. Имеется 9 учебных кабинетов, кабинет информатики, 1 мастерская, актовый спортивный зал. В разрезе учебных кабинетов площадь на одного учащегося не менее допустимой нормы согласно СНиП от 27.12.2012 №206 и Кодекса РБ об образовании и составляет: для 1-х классов 2,1 – 2,24 м 2; площадь учебных помещений на 1 учащегося 2- 9 классов составляет 2,06-2,7 м 2 .
Размещение кабинетов взаимосвязано, в цокольных и подвальных помещениях учебных кабинетов нет. Учебные кабинеты начальных классов и старших классов расположены на первом этаже. Учебные помещения в учреждении образования удалены от помещений, являющихся источником шума и запахов. Площадь учебных помещений обеспечивает выделение рабочих зон учащихся (размещение ученической мебели) и педагогического работника, пространство для размещения наглядных пособий и технических средств обучения, зону двигательной активности. В некоторых кабинетах начальных классов имеются парты с наклонной поверхностью. Учебные кабинеты обеспечены офтальмотренажерами, сюжетными картинами для снятия усталости и напряжения зрения.
Все учебные кабинеты, спортзал, мастерская оснащены бытовыми термометрами для контроля за температурой воздуха. Температурный режим соответствует гигиеническим нормативам. Отопительные приборы защищены.
Основные помещения учреждения образования имеют естественное освещение. Уровень его визуально достаточной, поток света равномерно распределён по учебным помещениям. Окраска стен и потолков светлая, создает оптимальный уровень светопоглащения и светоотражения. В качестве солнцезащитных устройств имеются в некоторых классах жалюзи. Рабочие поверхности ученических столов матовые, с незначительным блеском, покрытие светлых тонов. Источником искусственного освещения являются светильники с люминесцентными и энергосберегающими лампами. Искусственная освещенность рабочих поверхностей достаточная. Для учреждения характерно озеленение рекреаций, учебных кабинетов.
Уроки физической культуры и здоровья в холодное время года проводятся в спортивном зале, а в теплое время на стадионе. Физкультурно-оздоровительная зона ограждена полосой зеленых насаждений, оборудована необходимым физкультурно-оздоровительным оборудованием. Оборудование надежно закреплено. Имеется стадион, беговая дорожка, футбольное поле, волейбольная и баскетбольная площадки. Спортивный зал находится в отдельном блоке учреждения и соответствуют санитарным требованиям, имеется полный набор помещений. Санузлы оборудованы, обеспечены горячей и холодной водой, имеется жидкое мыло. Учащиеся на уроках физической культуры занимаются в спортивной форме. Проводятся занятия ЧЗС, дополнительно организованы занятия спортивных объединений по интересам. Учащиеся школы также посещают спортивные секции.
Зона отдыха для детей начальных классов представлена площадкой для подвижных игр, ограждена полосой зеленых насаждений.
Учебные занятия в I–IX классах организованы в одну смену. Продолжительность учебных занятий – 45 минут, в I классах – 35 минут. Перерывы между уроками и факультативными занятиями составляют 20 минут. Занятия проводятся по пятидневной рабочей неделе, в I-IX классах в субботу организованы занятия по интнресам. Максимальная учебная нагрузка не превышает недельную учебную нагрузку с учетом факультативных занятий (без учета 1 часа ЧЗС в неделю). Расписание учебных занятий оптимально составлено с учетом требований СНиП. В расписании учебных занятий в течение учебного дня чередуются учебные предметы, требующие большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания.
В учреждении функционирует 1 группа продленного дня, которую посещает 25 учащихся 1-5 классов.
Ежегодно в период весенних и летних каникул для обучающихся организовывается отдых и оздоровление в пришкольном оздоровительном лагере при учреждении: 20 учащихся на весенних каникулах , 25 в летний в 2020/2021 учебном году.
Значительное место в образовательном процессе занимает пропаганда здорового образа жизни. В учреждении проводятся кинолектории, конкурсы рисунков, плакатов, игровые программы, встречи с представителями здравоохранения, тематические классные и информационные часы. В библиотеке организовываются выставки литературы по проблемам профилактики алкогольной, никотиновой, наркотической зависимости.
Особое внимание уделяется укреплению здоровья детей и формированию навыков здорового образа жизни через проведение спортивно-массовой работы: дни здоровья, спортивные праздники.
Реализация районных профилактических проектов по здоровому образу жизни нашли своё отражение в следующих видах деятельности: конкурсы рисунков, плакатов, коллажей «Здоровое питание – путь к хорошим знаниям», «Мы против курения!». Проводятся мероприятия по предупреждению риска суицидального поведения детей и подростков: тематические классные часы, выставка-конкурс рисунков
- Психологическая акция «Цветок пожеланий» (сентябрь-октябрь)
- Психологическая акция «Радость жизни» (октябрь)
- Психологическая акция «Смотри на жизнь с позитивом»(сентябрь)
- Тренинговые занятия с учащимися параллели 9-х классов «Жизненные ценности и установки»
- Тематические классные часы, выставка-конкурс рисунков
В результате анализа общешкольной карты здоровья выделены ведущие формы патологий. К ним относятся заболевания по нарушению остроты зрения и другие заболевания глаз, заболевания костно-мышечного аппарата, заболевания органов кровообращения.
4. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ
1. Функции руководства:
- общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
- общее руководство и контроль за организацией горячего питания обучающихся в учреждении;
- организация преподавания вопросов сбережения здоровья человека на учебных и факультативных занятиях;
- организация и контроль учебных, факультативных занятий, спортивных секций по физической культуре и здоровью;
- обеспечение работы спортивного зала во внеурочное время и во время каникул;
- разработка системы внеклассных мероприятий в шестой школьный день по укреплению физического здоровья обучающихся и ее контроль;
- организация работы классных руководителей по программе сбережения здоровья и ее контроль;
- организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
3. Функции классного руководителя, воспитателя группы продлённого дня:
- санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в учреждении;
- организация и проведение мероприятий по профилактике:
- частых заболеваний учащихся;
- детского травматизма на дорогах;
- наркомании, токсикомании, табакокурения;
- организация и проведение профилактических работы с родителями;
- организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГАИ, КДН, медработниками, наркологами;
- организация и проведение:
- внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
- исследования уровня физического и психофизического здоровья обучающихся;
- диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры;
- взаимодействие с педагогическими работниками в вопросах сохранения и укрепления здоровья учащихся;
- поддержка обучающихся и помощь им в неблагоприятных психотравмирующих ситуациях в УО.
Задачи обучающихся:
- систематическое повышение уровня знаний по оценке и сохранению здоровья и соотнесение его с собственным опытом
- формирование мотивации и самостоятельный выбор в пользу здорового образа жизни
- самовоспитание стойких навыков и привычек по соблюдению правил личной и общественной гигиены
- выработка навыков общения, помогающих налаживать отношения, разрешать конфликты, отстаивать свои права, отказываться от нежелательных или опасных форм поведения.
5. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Первый этап: Подготовительный (2021-2022)
- Оценка и анализ состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учреждении.
- Подготовка программно-методического обеспечения.
- Психолого-педагогическая подготовка кадрового состава.
- Ознакомление родителей и учащихся с проектом «Школа – территория здоровья»
- Организация взаимодействия с медицинскими и другими учреждениями для реализации проекта «Школа – территория здоровья»
Второй этап: Практический (2022-2023). Реализация проекта «Школа – территория здоровья».
- проведение заседаний Методического совета учреждения;
- посещение и взаимопосещение учебных и факультативных занятий,
- создание методической копилки опыта;
- мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в учреждении;
- сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению;
- контроль за организацией образовательного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.
- Коррекция проекта «Школа – территория здоровья» по итогам реализации.
Третий этап: Обобщение и оценка результатов деятельности (2022-2024).
- Анкетирование родителей, обучающихся, педагогов на предмет удовлетворённости результатами реализации проекта.
- Сравнение медицинских показателей состояния здоровья учащихся до и после реализации проекта «Школа – территория здоровья»
- Мониторинг сформированности ценностных ориентаций у учащихся учреждения на здоровый образ жизни.
- Обсуждение итогов реализации проекта «Школа – территория здоровья» в коллективе педагогов, родителей, учащихся.
- Публикации, распространение опыта.
раскрыть » / « свернуть