Должностные обязанности классного руководителя
Институту классного руководства всегда отводилось важнейшее место, так как именно классному руководителю принадлежит ведущая роль в формировании и становлении личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите его интересов.
Сегодня, в период коренных социально-экономических преобразований в нашей стране, дело воспитания молодого поколения приобретает особое, решающее для развития общества значение. При этом школа остается важнейшим звеном в системе воспитания. Усложнение социальной ситуации воспитания требует совершенствования педагогических и методических основ организационной работы школы. Классное руководство как традиционное школьное явление, родившееся в ходе исторического развития отечественной школы, также требует своего переосмысления и совершенствования.
Одним из путей переосмысления и совершенствования классного руководства является разработка должностных обязанностей классного руководителя на новом этапе развития школы.
Должностные обязанности - это концептуальный документ, в котором зафиксированы цели, задачи, приоритеты и ценности, позиции в отношении педагогов и учащихся, критерии оценки результатов труда, стимулы и мотивы. Это зафиксированный уровень школьной педагогической культуры.
Должностные обязанности, детально продуманные и принятые педколлективом с ясным представлением об уровне требований к результатам труда, - это руководство к деятельности, имеющее педагогическую и методическую ценность. В то же время это условие равенства, справедливости, а значит, нормального психологического климата в коллективе. Это условие доверия между педагогами, а также между педколлективом и руководством гимназии.
Должностные обязанности - это реальная перспектива саморазвития педагога, восхождения к профессионализму, в то же время это инструмент самозащиты учителя и критерий оценки работы учителя в момент аттестации.
Должностные обязанности - это некий эталон-стандарт, с которым можно и нужно сравнивать результаты труда педагога, именно такое сравнение будет конкретным, справедливым, стимулирующим, так как переносит центр тяжести на оценку конечного труда педагога.
В целом продуманные, подробные, технологичные, принятые педколлективом должностные обязанности - это фундамент культуры управления школой и конкретное руководство к действию тем, кому они предназначены.
В основу данных должностных обязанностей положены следующие идеи:
- Ребенок есть субъект своего развития. Он воспитывает, стоит себя САМ.
- Даже самый «трудный» ребенок хочет быть хорошим, только он нуждается в помощи: признании, уважении, любви окружающих.
- Воспитывают не классные часы, морализирование, указание ребенку на его промахи и ошибки, воспитывает совместная и индивидуальная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, богатство коллективных и индивидуальных переживаний, отношений, чувств.
- «Педагог есть организатор детской жизни» (Л.С.Выготский). Это помощник, защитник своих воспитанников в коллизиях школьной жизни.
- Воспитывает только тот педагог, которого дети уважают, любят, образу жизни которого тайно или явно подражают.
Назначение и задачи классного руководителя
Классный руководитель сегодня - это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека:
- духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры;
- заинтересованным организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива;
- неравнодушным наблюдателем за индивидуальным развитием школьника с целью создания благоприятных условий для формирования его личности, внесения необходимых педагогических корректив в систему его воспитания, осуществления (совместно с психологом) коррекции процесса его социализации;
- помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации;
- создателем благоприятной развивающей микросреды и благоприятного морально-психологического климата в классе, организующим для этого необходимые воспитательные воздействия с учетом индивидуальности своего класса;
- координатором усилий педагогов, семьи, социума - словом, всех воспитывающих сил общества, влияющих на становление и развитие личности воспитанников.
Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе гимназии, основным механизмом организации индивидуального подхода к воспитанникам, одним из решающих элементов организуемого в гимназии воспитательного процесса.
Основное назначение классного руководства обусловлено современной задачей, которую ставит перед собой общество, - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования.
Исходя из этой цели основными задачами классного руководителя необходимо принять следующие:
1. Осуществление непосредственного наблюдения за индивидуальным развитием ребенка, подростка, юноши, девушки, создание оптимальных условий для формирования каждой личности, способствующих свободному и полному раскрытию всех способностей ученика и их развитию совместно с семьей;
2. Изучение склонностей, интересов, сфер дарований ребенка с целью подбора для него определенного вида деятельности, где его может ожидать успех;
3. Организация всех видов индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения. Активная пропаганда здорового образа жизни;
4. Содействие воспитаннику в соблюдении прав и свобод учащегося;
5. Создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка;
6. Организация взаимодействия и сотрудничества всех воспитательных сил.
Функции и содержание работы классного руководителя
1. Аналитическая функция:
- изучение индивидуальных особенностей детей и подростков;
- изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого воспитанника;
- анализ и оценка уровня воспитанности личности и коллектива;
- изучение и анализ становления и формирования коллектива класса;
- изучение и анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива;
- изучение и анализ воспитательных влияний окружающей среды на учащихся класса, анализ воспитательной ценности проведенного дела.
2. Прогностическая функция:
- предвидение результата намеченного дела или воспитательного воздействия;
- прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся;
- прогнозирование этапов становления и формирования коллектива;
- построение модели воспитательной подсистемы (или микросистемы), соответствующей воспитательной системе школы;
- определение ближних и дальних перспектив жизни и деятельности учащихся, коллектива;
- предвидение последствий складывающихся в детском коллективе отношений (между воспитанниками, между педагогами и воспитанниками, между воспитанниками, педагогами и родителями учащихся и др.).
3. Организационно-координирующая функция:
- изучение особенностей развития каждого ребенка, его особенности, эмоционального самочувствия, отражение всех данных в психолого-педагогической карте;
- помощь воспитанникам в учебной деятельности;
- помощь и сотрудничество в планировании и организации общественно значимой разнообразной деятельности детей и подростков в соответствии с возрастными потребностями и требованиями классной жизни;
- помощь и сотрудничество в деятельности органов самоуправления, развитие классного самоуправления с целью привития навыков самоорганизации, ответственности, готовности и умения принимать жизненные решения;
- индивидуальное воздействие на каждого учащегося и коллектив как субъект этой деятельности;
клубов, секций, объединений, организуемых как в гимназии, так и вне ее;
- создание условий для самовоспитания и саморазвития личности воспитанников, организация совместно с школьным психологом психологического просвещения учащихся;
- защита прав и свобод воспитанника;
- организация взаимодействия с семьями учащихся: проведение родительских собраний, консультаций для родителей, привлечение родителей к помощи школе, осуществление немедленного контакта с родителями в случае чрезвычайных происшествий, угрожающих здоровью и жизни детей;
- организация взаимодействия в работе малого педсовета по проблемам учащихся своего класса, посещение уроков учителей-предметников;
- участие в работе педсоветов, административных и методических совещаний;
- помощь и сотрудничество во взаимодействии с внешкольными воспитательными учреждениями;
- содействие профессиональному самоопределению выпускника, подведение его к осознанному выбору профессии; » стимулирование творческой, инновационной деятельности как учащихся, так и педагогов, родителей учащихся; координация воспитательных усилий педагогов класса, психологов, других социальных работников;
- ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей во время внеурочных мероприятий;
- организация питания, дежурства по классу, дежурства по школе, летней трудовой практики по подготовке школы к новому учебному году, организация трудовых дел;
- ведение документации (классный журнал, учет посещаемости, дневники учащихся, личные дела учащихся, план работы классного руководителя, психолого-педагогическая карта);
- участие в создании оптимальных материально-бытовых условий для внеурочной деятельности, воспитательной работы.
4. Коммуникативная ФУНКЦИЯ:
- помощь в установлении и регулировании межличностных отношений в детской и подростковой среде, помощь в развитии общения, помощь каждому адаптироваться в коллективе, завоевать признание, занять удовлетворяющий его социальный статус среди сверстников;
- построение оптимальных взаимоотношений «учитель - ученик», «учитель - родители», «родители - ученик»;
- помощь учащимся в установлении отношений с окружающими людьми, социумом;
- содействие установлению и поддержанию благоприятного психологического климата для коллектива в целом и для каждого отдельного воспитанника в классе.
Формы работы классного руководителя с детьми
Классный руководитель любого учебного заведения прогнозирует, анализирует, организует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. При этом важно учесть, что:
- ребенок, подросток, девушка и юноша уже сегодня живут реальной жизнью, а не просто готовятся к будущей взрослой жизни;
- в жизнедеятельности любого коллектива должны учитываться, найти место социальная обстановка в стране и республике, конкретные условия и события в городе, районе, школе;
- нужна интересная, отвечающая общечеловеческим потребностям, возрастным и половым особенностям учащихся реальная жизнь с разнообразными видами деятельности (не только учебными, но и трудовыми, благотворительными, общественно значимыми, самодеятельно-творческими, досуговыми и др.), имеющими познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую, действенно-практическую направленность;
- каждый воспитанник должен найти себе дело по душе, ощутить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека;
- при отборе форм и методов воспитания следует непременно учитывать специфические позиции детей и взрослых, прежде всего педагогов и родителей, в воспитательном процессе.
Классный руководитель является творцом интересных для детей и разнообразных форм работы, ориентируется на приоритет некоторых форм работы с современным школьником:
- дискуссионных, игровых, состязательных;
- творческого труда, художественного творчества, ролевого тренинга;
- психологических (позволяющих ребенку осознать самого себя).
Необходимо отметить, что количество форм коллективной и групповой деятельности бесконечно. Выбор и создание новых форм определяются как целями воспитания отдельного коллектива, так и конкретными обстоятельствами.
Классному руководителю в процессе работы рекомендуется постоянно создавать специальную картотеку воспитательных мероприятий. Ее наличие значительно облегчит работу классного руководителя.
Полномочия классного руководителя
Классный руководитель имеет право:
- получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей;
- контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;
- контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи;
- координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся, через проведение педагогических консилиумов, «малых» педсоветов и других форм коррекции;
- определять (разрабатывать, создавать совместно с психологом, социальными работниками, медиками) программы индивидуальной работы с детьми и подростками, девушками, юношами, родителями учащихся;
- приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в учебное заведение;
- участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, административного совета, научно-методического совета и других общественных органов школы;
- выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности гимназии, выступать с деловой, конструктивной критикой, выносить на рассмотрение административного совета, научно-методического совета согласованные с классным коллективом мнения и предложения;
- отказываться от не свойственных ему, не входящих в круг его поручений;
- определять свободно индивидуальный режим работы с детьми;
- вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности;
- создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь единственным принципом «не навреди»;
- выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных групповых и коллективных формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку;
- защищать собственную честь и достоинство в гимназических органах самоуправления и защиты в случае несогласия с оценкой состояния воспитательной работы в классном коллективе.
Классный руководитель не имеет права:
- унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.д.;
- использовать оценку (школьный балл) для наказания ученика;
- злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение;
- использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка;
- обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педколлектива.
Классный руководитель обязан
Классный руководитель как административное лицо обязан:
- организовать учебно-воспитательный процесс в классе;
- вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность классного и общешкольного коллектива, а также устанавливать связи с другими группами и коллективами;
- изучать детей и подростков, условия их жизнедеятельности;
- фиксировать отклонения в развитии и поведении воспитанников, осуществлять психологически и педагогически обоснованную коррекцию, в сложных ситуациях информировать об этом администрацию;
- оказывать помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем;
- содействовать социальной и правовой защите их прав;
- вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы (личные дела учащихся, классный журнал, дневники учащихся);
- вовлекать в воспитательную деятельность педагогов школы, родителей учащихся, специалистов различных областей науки, искусства;
- постоянно повышать свой квалификационный уровень по вопросам педагогики, психологии, теории и практики воспитания.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ЖУРНАЛА
Методические рекомендации по учету организационно-воспитательной работы в классном журнале (в помощь классному руководителю учреждений общего среднего образования)
Методические рекомендации по учёту часов организационно-воспитательной (далее ОВР) работы дают возможность классному руководителю вести надлежащий учёт этих часов.
Учёт часов ОВР отражает содержание работы классного руководителя с учащимися и его родителями.
Введение
В соответствии с Положение об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 года №283, воспитательную работу с учащимися класса учреждения образования при реализации образовательных программ общего среднего образования организует учитель, который выполняет обязанности классного руководителя. Организационно-воспитательная работа, проводимая классным руководителем в классе, осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий, в соответствии с планом идеологической и воспитательной работы классного руководителя на четверть или полугодие (включая работу на каникулах, в шестой школьный день) [1, стр.61].
При документировании организационно-воспитательной работы в классном журнале классный руководитель должен указать количество часов, соответствующее тарификации. В журнал записываются наиболее значимые воспитательные мероприятия и другие виды организационно-воспитательной деятельности. Воспитательная работа, которая выходит за рамки установленного объема часов по тарификации, может фиксироваться в дневниках классного руководителя, или вестись в других формах учета, принятых в данном учреждении [2, стр.14].
Для записи в классном журнале часов ОВР предлагаются следующие виды деятельности:
- Индивидуальная и групповая воспитательная работа с учащимися и их родителями:
- проведение индивидуальных бесед с учащимися, родителями записывается, как 0,5-1час
Пример:
Дата
|
Содержание работы
|
Количество часов
|
15.02
|
Индивидуальная беседа с учащимся Ивановым И.К.
|
0,5
|
13.05
|
Индивидуальная беседа с родителями Ивановыми К.Т.
|
1
|
Справочно: Ф.И.О. ребенка и его родителя записывается в журнале без указания темы беседы, а также накануне индивидуальной беседы с учащимся(ся), родителями составляется рабочий план с кратким описанием темы, целей и содержанием беседы.
- проведение бесед, круглых столов, развлекательно-образовательных мероприятий с классом по здоровому образу жизни, профилактике противоправного поведения учащихся, по безопасному поведению учащихся. Организация встреч с известными и знаменитыми людьми, диспутов – 0,5-1часа;
Справочно: Необходимо уделить внимание проведению бесед в соответствии с планом воспитательной работы. План может меняться в соответствии с внешними факторами. Так, при увеличении количества простудных заболеваний проводятся беседы о профилактике гриппа и вирусных инфекций. В начале учебного года следует рассказать о профилактике глазных заболеваний, правильной осанке.
В журнале делается следующая запись:
Дата
|
Содержание работы
|
Количество часов
|
15.02
|
Беседа «О вреде курения»
|
0,5
|
19.12
|
Викторина «Правила поведения на дороге»
|
1
|
08.11
|
Тематическая встреча с ветераном Вов Лавровым И.С. «Эти годы в памяти хрантся»
|
1
|
09.12
|
Круглый стол «Мы за здоровье» с представителем здравоохранения
|
1
|
- проведение классных часов, собраний по текущим вопросам – 1час;
Справочно: Классный час проводится еженедельно по запланированной тематике, а также не реже одного раза в месяц по вопросам состояния дисциплины, результатам учебной деятельности обучающихся, участия в общественно полезном труде, культурной и общественной жизни класса учреждения образования.
В журнале делается следующая запись:
Дата
|
Содержание работы
|
Количество часов
|
15.02
|
Классный час «О вреде курения»
|
1
|
- проведение информационных часов – 0,5часа (обязательно указание темы, 1 раз в неделю);
Справочно: При заполнении классного журнала указывается дата проведения и тема информационного часа точно в соответствии с утвержденными администрацией учреждения расписанием и тематикой, а также количество часов: 0,5 ч при продолжительности информационного часа 20-30 мин, 1 ч- при продолжительности информационного часа 35-45 мин.
Планирование тематики информационных часов в учреждениях образования рекомендуется осуществлять по четвертям, полугодиям/семестрам в соответствии с основными направлениями идеологической и воспитательной работы, определенными инструктивно-методическими письмами Министерства образования, Программой воспитания учреждения образования, планом идеологической и воспитательной работы на текущий год.
В журнале делается следующая запись:
Дата
|
Содержание работы
|
Количество часов
|
15.02
|
Информационный час «Важнейшие общественно-политические события уходящего года» (информ-дайджест)
|
0,5
|
- проведение тематического информационного часа – 1 раз в месяц (обязательно указание темы);
В журнале делается следующая запись:
Дата
|
Содержание работы
|
Количество часов
|
15.02
|
Тематический информационный час «Безопасные и полезные каникулы»
|
1
|
- изучение условий проживания ребенка в семье – 1час (не более 2-х часов в месяц). Для 1,5 классов – в течении 1 четверти, 2-4, 6-11 классы – в течении учебного года изучаются условия проживания ребенка в семье. При замене классного руководителя новому классному руководителю необходимо заново изучить условия проживания в семье.
В журнале делается следующая запись:
Дата
|
Содержание работы
|
Количество часов
|
15.02
|
Изучение условий жизни и воспитания обучающихся
|
1
|
Справочно: Посещение семьи ребенка целесообразно зафиксировать в таблице, где отмечается дата посещения, Ф.И.О. законных представителей несовершеннолетнего и кратко отмечаются условия воспитания и проживания обучающегося
Дата
|
Ф.И.О. законных представителей несовершеннолетнего
|
Условия жизни и воспитания обучающегося (удовлетворительные или требуют дополнительного внимания других специалистов)
|
|
|
|
В таблице указывается удовлетворенность условиями (если не замечено каких-либо поводов для тревоги или требующие дополнительного внимания (требуются кратко указать, что могло вызвать тревогу и требует дальнейшего изучения или особого внимания).
- проведение классных родительских собраний не реже 1раза в четверть не более – 2часов (указывается тематика)
В журнале делается следующая запись:
Дата
|
Содержание работы
|
Количество часов
|
15.02
|
Родительское собрание «Профилактика девиантного поведения»
|
1,5
|
- проведение мониторинга уровня воспитанности учащихся – 0,5 - 1 час (2 раза в год);
В журнале делается следующая запись:
Дата
|
Содержание работы
|
Количество часов
|
15.02
|
Мониторинг уровня воспитанности за первое полугодие
|
0,5
|
- планирование работы с классом – 1 час (2 раза в год).
В журнале делается следующая запись:
Дата
|
Содержание работы
|
Количество часов
|
15.02
|
Планирование работы с классом
|
1
|
- Организация культурно-массовой работыс учащимися:
- организация и проведение экскурсий в учреждения культуры (музеи, выставки и т.д.) – 1-1,5часа (данные мероприятия должны быть организованы и проведены непосредственно самим классным руководителем, либо являться общешкольным мероприятием);
- участие в шествиях, демонстрациях санкционированных и поддерживаемых органами исполнительной и распорядительной власти – 0,5часа;
В журнале делается следующая запись:
Дата
|
Содержание работы
|
Количество часов
|
09.05
|
Участие в шествии в рамках акции «Бессмертный полк»
|
0,5
|
- организация и проведение экскурсий, туристических походов, поездок, дискотек – не более 3-хчасов за один раз (данные мероприятия должны быть организованы и проведены непосредственно самим классным руководителем, либо являться общешкольным мероприятием);
В журнале делается следующая запись:
Дата
|
Содержание работы
|
Количество часов
|
15.02
|
Экскурсия в Беловежскую пущу «По страничкам истории»
|
1,5
|
- организация и проведение культпоходов в театры, кино, на концерты – 1,5 - 2часа;
В журнале делается следующая запись:
Дата
|
Содержание работы
|
Количество часов
|
15.02
|
Посещение кинотеатра, просмотр и обсуждение тематического фильма «Света нет»
|
1,5
|
- Организация общественно-полезной деятельности учащихся:
- проведение субботников по озеленению и уборке школьной территории, организация посадки и уход за зелеными насаждениями на территории, прилегающей к зданию школы, закреплённой за классом – 1- 1,5час (1 раз в четверть);
Дата
|
Содержание работы
|
Количество часов
|
15.02
|
Акция «Чистый двор»
|
1
|
17.03
|
Республиканский субботник
|
1,5
|
Справочно: слово уборка не пишется, только акция, рейд и другое.
- организация и проведение санитарной уборки класса – 1 час (1 раз в четверть).
Дата
|
Содержание работы
|
Количество часов
|
15.02
|
Санитарная уборка класса
|
1
|
Справочно: слово уборка не пишется, только акция, рейд и другое.
Примечание:
Проверка дневников, организация питания, посещение уроков у учителей-предметников, оформление документации в классном журнале и другие виды деятельности, предусмотренные должностными обязанностями классного руководителя, не фиксируются. Запись в журнале должна совпадать с планированием воспитательной работы.
Не допускаются исправления, пометки.
Запись о количестве записанных организационно-воспитательных часах за неделю, месяц в журнале, не прописывается.
Запись об общешкольных мероприятиях в журнале не прописывается.
В начале и в конце учебного года делается запись о проведении праздника первого и последнего звонка.
Литература:
- Сборник нормативных документов «Рекомендации по организации деятельности классного руководителя», 2013. №17.1-80, стр.61
- Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь «Планирование воспитательной работы в классе и её учёт» НГ № 4 - 41 от 20.03.2003 г.
- Примерная структурная модель ведения документации, регламентирующей организацию воспитательной работы в учреждении общего среднего образования». Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь, №6, 2012.
Методические рекомендации по подготовке классного часа
Классный час является одной из главных форм внеклассной воспитательной работы, прямой формой общения классного руководителя с учениками.
Цель классного часа – это тот конечный результат, к которому стремится педагог в системе воспитательной работы. Задачи классного часа – это тот результат, который планирует получить педагог. Задача – ступенька в общем движении к цели.
Классный час может проводиться в форме: классного собрания, воспитательного часа (час классного руководителя), экскурсии, тематической лекции, беседы (этическая, нравственная), диспута, встреч с интересными людьми, викторины по различным областям знаний, дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме), КВНа, интерактивной игры, игры — путешествия, театральной премьеры, психологических игр и тренингов, читательских конференций.
Итак, час классного руководителя (классный час) — это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Классный час выполняет функции: просветительскую, ориентирующую, направляющую, формирующую.
Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, происходящих в городе, в стране и за рубежом. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.
Ориентирующая функция способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.
Просветительская и ориентирующая функции тесно связаны между собой, т.к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они не знакомы. Хотя иногда классный час выполняет исключительно ориентирующую функцию: при обсуждении широко известного события.
Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.
Формирующая функция вырабатывает у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.
Для выбора темы и содержания классного часа классному руководителю необходимо выявить возрастные особенности учеников, их нравственные представления, интересы и т.д. Это можно сделать, например, при помощи анкетирования или беседы.
При подготовке классного часа необходимо четко следовать методике организации и проведения классного часа.
- Определение темы и задач классного часа
- Определение времени и места проведения классного часа
- Определение ключевых моментов классного часа и разработка плана подготовки и проведения классного часа (подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме, составить план (сценарий) проведения классного часа)
- Определение участников подготовки и проведения классного часа (дать задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу (если это предусмотрено планом), определить степень целесообразности участия педагогов или родителей)
- Анализ его результативности.
Советы по организации классного часа
Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.
Методика организации классного часа складывается из трёх основных направлений работы педагога: определение содержания классного часа, организационное оформление, планирование серии классных часов как целенаправленного процесса.
У каждого классного руководителя есть свои «секреты» успешности классного часа, однако немаловажную роль играет подготовительный этап. Подготовка классного часа может строиться по плану: определение темы разговора с учащимися; формулировка целей и задач классного часа; подбор необходимого материала и оборудования; создание инициативной группы учащихся, распределение поручений между учащимися; определение целесообразности участия в классном часе других педагогов, родителей, специалистов по обсуждаемой теме.
Каждый классный час неповторим и не всегда, целесообразно придерживаться определённой структуры. Всё зависит от содержания и формы проведения классного часа.
Однако традиционная структура классного часа включает вступительную часть, основную и заключительную. Такая структура позволяет проследить логику проведения классного часа: постановка проблемы во вступлении, обсуждение в основной части, принятие решения в заключении.
Значительная методическая сложность классного часа заключается в том, что непринуждённость, непосредственность должны сочетаться с жёсткими правилами поведения, чётким порядком, уважительной тишиной и абсолютным вниманием учащихся. Иначе непринуждённость перерастёт в разболтанность, свобода в недисциплинированность, а непосредственность в фамильярность.
Традиции в каждом классе конечно должны быть свои. Но не нужно забывать про основу – совокупность поведенческих норм, без соблюдения которых невозможно эффективное проведение классного часа. Классный руководитель может предложить ребятам выработать правила общения на классном часу: с уважением относиться друг к другу, любое мнение заслуживает внимания, признаём право каждого на любой вопрос, у каждого есть право быть выслушанным и понятым. Пока один говорит, все его слушают, о своём желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.
Темы, содержание классных часов классный руководитель может определить тогда, когда изучит уровень воспитанности школьников, их нравственные представления, взгляды, интересы, желания, суждения (с помощью анкеты, беседы). Формы классного часа могут быть самыми разными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возрастных отличий. При подготовке и проведении классных часов используются различные методы и приёмы: рассказ, чтение газетного и журнального материалов с последующим обсуждением, обзоры периодических изданий, лекции специалистов, анкетирование и анализ результатов, беседы «за круглым столом», обсуждение конкретных событий, знакомство с произведениями искусства, элементы творческой деятельности самих учащихся (поют, рисуют, сочиняют), работа по творческим группам.
Наиболее распространённая форма классного часа – этическая беседа. Ценным материалом для этических бесед могут служить факты из жизни школы, класса, произведений художественной литературы, статьи из газет и т. п. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов. Основные этапы проведения этических бесед: сообщение фактов о поведении учащихся, взятых из жизни, объяснение приведённых фактов и их анализ при активном участии школьников, обсуждение конфликтных ситуаций, обобщение фактов, мотивация и формирование нравственного правила, применение усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.
Одним из способов быстрого генерирования идей является «мозговая атака». Этот вид деятельности может быть использован для решения конкретной проблемы в классе. Правила проведения мозговой атаки могут быть следующими: учитель фиксирует все мнения и идеи учащихся; если какое-либо предложение ученика высказано неясно, попросите его повторить, уточните, правильно ли вы его поняли; никого не заставляйте насильно высказывать своё мнение; объясните, что при проведении «мозговой атаки» мнения не комментируются, не оцениваются и не повторяются; «Мозговая атака» заканчивается, когда все идеи исчерпаны. В заключении рассмотрите все предложения учащихся, предложите их прокомментировать и оценить.
Большой интерес у учащихся вызывают классные часы в форме интеллектуальных игр, конкурсов, путешествий, викторин, в основе которых лежат идеи телепроектов, таких как: «Звёздный час», «Что? Где? Когда?», «Слабое звено», «Счастливый случай», «Поле чудес» и др.
Советы по организации классного часа
• Содержание классных часов следует строить так, чтобы постепенно переходить от «предметной» информации к её оценке, от общих оценок – к развёрнутым суждениям.
• Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала обучающимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.
• В процессе обсуждения поставленных вопросов учитель должен быть очень внимателен к выступлениям обучающихся, вносить нужные коррективы, ставить дополнительные вопросы, акцентировать внимание на важных вопросах, размышлять вместе с детьми и помогать им найти правильное решение нравственной проблемы.
• Очень важен тон учителя, его доброжелательность. Нельзя допускать сенсаций и назидательности.
Классный час, или лучше его назвать час общения, играет большую роль в жизни обучающихся, если он интересно задуман и удачно проведён.
Десять секретов успешного проведения родительского собрания
Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю.
1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.
2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.
3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.
5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.
6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.
7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.
8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.
9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.
10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.
Методические рекомендации
для начинающего классного руководителя
по организации воспитательной работы с коллективом учащихся
и их родителей
Последовательные этапы,
составляющие цикл работы классного руководителя.
- Изучение учеников и постановка конкретных задач воспитания.
- Планирование работы
- Реализация плана (выполнение работы)
- Анализ и оценка результатов работы.
Общий вариант примерного плана воспитательной работы в качестве опоры для выработки индивидуального варианта планирования.
Раздел 1. Характеристика класса.
Главное значение этого раздела – отразить специфические особенности данного объединения, уровень воспитанности учащихся, его изменения за прошлое полугодие. Здесь должны быть подмечены наиболее существенные признаки:
- стадия развития коллектива, преобладающие общие интересы или разобщенность групп;
- моральный облик и авторитетность лидеров, способность действовать согласованно с воспитателем, в то же время, отражая интересы товарищей; количественное соотношение активной и пассивной части класса;
- нравственные критерии и требования общественного мнения, сложившиеся положительные или отрицательные традиции, обычаи;
- результаты учебного труда по итогам предыдущего года, их оценка с учетом возможностей учеников, выяснение того, чем обеспечены успехи и что мешает достижению лучших результатов;
- микроклимат в классе, во взаимоотношениях учащихся; преобладает отзывчивость, гуманность или недоброжелательность, равнодушие к делам и проблемам друг друга, а порой и конкурирующее столкновение принципов;
- социологический паспорт класса: полные, неполные семьи, многодетные, малообеспеченные.
Раздел 2. Воспитательные задачи.
Они должны логически вытекать из характеристики класса, охватывать несколько наиболее важных направлений в предстоящей работе, быть конкретными, реально осуществимыми.
Раздел 3. Формы и методы работы с классом.
Основное назначение этого раздела – показать, как будут осуществляться поставленные задачи, определить необходимую совокупность средств для дальнейшего развития коллектива, совершенствования его воспитательных функций, положительного изменения уровня воспитанности школьников в конкретных направлениях с помощью разнообразных бесед, диспутов, других видов деятельности.
Основные направления планирования работы
с классным коллективом
- «ЗДОРОВЬЕ»
- «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ»
- «НРАВСТВЕННОСТЬ»
- «ДОСУГ»
- «СЕМЬЯ»
- «ИНТЕЛЛЕКТ»
- изучение физического и психического здоровья учащихся класса:
- просвещение учащихся в области личной гигиены, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма;
- организация активных форм развития и сохранения физического здоровья детей (соревнования, экскурсии, походы, спортивные праздники и т.д.)
- на младшем и среднем этапе обучения – проведение практикумов по этикету; на старшем этапе обучения – организация классных часов по развитию у детей рефлексивных умений для будущего самоопределения и взаимодействия с другими в социуме.
- использование игровых форм работы для изучения традиций мирового сообщества по организации взаимодействия и понимания сосуществования различных культурных и мировоззренческих установок.
- проведение классных часов по проблемам нравственности на всех возрастных этапах;
- введение в практику работы с классом часов саморазвития (изучение учащимися собственных волевых качеств, своих возможностей с элементами само коррекции);
- изучение с учащимися традиций и обычаев народов страны и родного края, традиций своей семья и школы.
- изучение потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий;
- стимуляция инициативы и достижений, учащихся во внеклассной деятельности;
- участие в общешкольных делах.
- изучение семей своих учеников, положения детей в семье и условий их жизни;
- регулярное проведение родительских собраний, темы которых планируются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, специфических проблем класса, задач школы.
- Организация взаимного творчества детей и родителей.
- использование в работе по развитию интеллектуальных умений детей и их познавательного интереса активные формы воспитательной работы (конкурсы эрудитов, викторины, интеллектуальные игры, игры-путешествия, читательские конференции, защиту научных идей, интеллектуальный театр);
- использовать в воспитательной работе диалогические формы обучения (учить высказывать свое мнение, доказывать и аргументировать его, выдвигать парадоксальные идеи и их отстаивать).
Совет: Составление плана лучше сделать в виде план-сетки на месяц, таким образом, вам удастся нагляднее разбросить дела по неделям. Индивидуальную работу с родителями и с учащимися определите на отдельный лист.
Некоторые методические рекомендации
по использованию диагностики в работе классного руководителя.
Диагностика в работе классного руководителя - психолого-педагогическое изучение отдельных учащихся класса и всей группы в целом. С помощью диагностических методик учитель получает данные о состоянии педагогического процесса, качестве обучения или воспитания, обрабатывает эти данные, анализирует и оценивает их, корректирует и прогнозирует развитие педагогического процесса.
Методы диагностики:
- Наблюдение – дает возможность видеть ученика в естественных условиях;
- Анкетирование и другие методы опроса (тест) – дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников.
- Беседа – наиболее естественный метод изучения школьника, но многие учителя, особенно начинающие не всегда умеют ее проводить.
- Анализ документов – дает представление о личностных особенностях ученика (библиотечный формуляр, медицинская карта, творческие работы учеников).
Варианты диагностики,
предлагаемые для проведения в классном коллективе.
Социометрический выбор.
Основоположником метода социометрических измерений стал американский ученый Д. Морено. Этот метод помогал проникать в сложные переплетения взаимоотношений одноклассников, выявлять разные микро группы, их нравственные ориентации, неформальных лидеров, а также позицию каждого подростка в межличностных слоях содружества сверстников.
Метод прост. Предлагается всем самостоятельно ответить на несколько вопросов:
- Кого из одноклассников ты пригласил бы на свой день рождения, а кого бы обязательно лишил такого избрания?
- К кому из товарищей ты бы обратился за помощью при серьезных жизненных затруднениях?
- Если бы тебя перевели в другую школу, кого бы ты взял с собой?
- С кем бы ты больше всего хотел укрепить свои дружеские отношения?
- Кто из ровесников в классе не хочет с тобой общаться, дружить?
При анализе полученных ответов учитывается приходящееся на каждого количество положительных и отрицательных выборов. Наглядно обнаруживаются наиболее популярные, уважаемые, надежные и отзывчивые, а также отвергаемые, изгои, находящиеся в атмосфере равнодушия. От позиции каждого зависит самочувствие, тонус жизни.
Неоконченные предложения из теста (Ж.Нюттен – А.Б. Орлов)
Цель: выявить, как ученики воспринимают школу, учителя, себя в новых условиях – школе.
- Я думаю что хороший ученик - это тот, кто ….
- Я думаю что плохой ученик - это тот, кто ….
- Больше всего я люблю, когда учитель…
- Больше всего я не люблю, когда учитель……
- Больше всего мне нравится школа за то, что……
- Я не люблю школу за то, что…..
- Мне радостно, когда в школе…
- Я боюсь, когда в школе…..
- Я хотел бы, чтобы в школе……..
- Я не хотел бы, чтобы в школе……
- Когда я был маленьким, думал что в школе……
- Если я не внимателен на уроке, я……..
- Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я ……
- Если мне что-то непонятно при выполнении домашнего задания, я……
- Я всегда могу проверить правильно ли я …..
- Я никогда не могу определить, правильно ли я……
- Если мне что-нибудь нужно запомнить, я ….
- Мне всегда интересно, когда на уроке…..
- Мне всегда не интересно, когда на уроках…..
- Я лучше понимаю, когда на уроке……
Методика определения содержания внеурочной работы с учениками.
Цель: выявить круг вопросов, которые интересуют учеников, определить тематику бесед со школьниками.
- Я хотел бы обсудить в классе такие вопросы (отметить знаком*):
- Что и почему происходит в нашей стране?
- Для чего рождаются и живут люди?
- Нужно ли ходить в церковь?
- Как выбрать и получить профессию?
- Как лучше учиться и получить образование?
- Как узнать себя и развивать свои способности?
- Как дружить с товарищами?
- Как находить взаимопонимание со взрослыми?
- Что такое любовь и как быть счастливым в любви?
- Как понимать серьезную музыку, живопись, театр?
- Есть ли жизнь после смерти, НЛО и другие необъяснимые вещи?
- Другие вопросы (напиши какие) ……………………………..
Методика изучения эффективности воспитательного мероприятия.
После проведения мероприятия в классе, либо участия класса в общешкольном мероприятии учащимися предлагается отметить значками три позиции: участие, отношение, смысл. То есть – участвовал, принимал участие в подготовке и проведении, понимаю смысл происходящего. Если ответ положительный – ученик ставит «+», а если отрицательный «-». Подсчитывается количество вариантов ответов.
Обработка результатов.
- «+++» – высокий уровень педагогической работы, большинство ребят включено в соответствующие воспитательные ситуации, школьник принимают ситуацию и осознают.
- «++ - »- педагогические усилия дают эффект, но педагоги не работают ( не грамотно работают) над переводом эмоций и чувств в план адекватного осознания смысла деятельности, события. Неплохая работа
- «+ - - » - неэффективная, неграмотная работа, скорее всего с негативным результатом, участие в делах, скорее всего под нажимом, давлением.
- «+ - +» -работа вроде бы ведется, но дела не имеют для школьников личного значения и смысла, ребята транслируют мнения, высказывания педагогов.
- «- - -» - отсутствие серьезной воспитательной работы
Анкета для родителей (в конце учебного года).
Уважаемые родители!
Коллектив педагогов ищет пути дальнейшего совершенствования работы школы. Помогите в этом и ответьте на вопросы анкеты.
- С каким настроением чаще всего Ваш ребенок идет в школу:
а) с большим желанием
б) по обязанности, но без интереса
в) с большим нежеланием
- Приходит из школы
а) веселый и жизнерадостный
б) уставший, но удовлетворенный
в) неудовлетворенный, расстроенный, раздраженный
- О каких интересных делах в школе рассказывает ребенок:
а) об общении с товарищами
б) о том, что было на уроке
в) о внеклассных мероприятиях
г) рассказывает, если спросишь
е) не любит об этом говорить
- С кем из воспитателей сына(дочери) поддерживаете регулярные контакты:
а) учитель
б) школьный психолог
в) классный руководитель
г) представитель администрации
- Учитываются ли в школе индивидуальные особенности Вашего ребенка:
а) учитываются
б) мало учитываются
в) не учитываются
г) трудно сказать, не знаю
- Охарактеризуйте отношения в классе, где учиться ваш(а) сын(дочь):
а) класс дружный сплоченный
б) класс дружный
в)в классе есть ссоры, но конфликтным класс не назовешь
г) в классе нет ссор, но каждый существует сам по себе
д) класс недружный, часто возникают ссоры
е) класс недружный, трудно учиться в таком классе
- Какие отношения в школе нужно совершенствовать:
а) учитель – ученик
б) учителя – родители
в) родители – учащиеся
г) ученик – ученик
д) администрация – ученики.
Информационный час
Главное назначение информационного часа – усиление идейной направленности воспитательной работы с учащимися.
Информационные часы по своей форме могут быть тематическими и обзорными.
Обзорный информационный час – это краткое обозрение основных политических, экономических, культурных и спортивных событий, происшедших за определенный отрезок времени (чаще всего за неделю) в республике и за рубежом. Для такого информационного часа отбираются наиболее актуальные вопросы и события общественной жизни. При обсуждении на первый план ставятся явления и факты общественно-политической жизни республики, а также наиболее существенные события в других странах. В обзор могут включаться материалы о молодежном движении, о главных событиях в области науки, техники, культуры и спорта. Однако следует учитывать, что общее количество вопросов должно быть небольшим (2-4 вопроса).При проведении обзорного часа, охватывающий широкий круг вопросов, можно создать постоянные рубрики, позволяющие осуществить более целенаправленную подготовку к ним.
Например:
1. «По республике моей любимой», «Страницы истории Родины»,
«События, люди, идеи».
2. «Наука вчера, сегодня, завтра».
3. «Реальность сегодняшнего мира», «Проблемы развития национальных отношений»
4. «Молодежь и современность».
5. «По страницам культурной жизни страны».
Важно, чтобы содержание часа не только освещало тот или иной факт или событие, но и пробуждало интерес, потребность прочитать о нем в книге, журнале, газете.
Одним из вопросов обзорного информационного часа в старших классах может быть еженедельная пятиминутка – «Самое интересное в «Чырвонай змене», « Знамя юности» и др. Кроме обзоров газетных материалов, можно проводить обзоры по материалам журналов.
Тематический информационный час посвящается отдельной политической проблеме, обычно наиболее актуальной и злободневной в международной жизни. Определение темы – важный элемент методики подготовки информационного часа. Заблаговременная продуманность тематики позволяет решить еще один важный в воспитательном плане момент – обеспечить возможность для постановки проблемных вопросов в ходе обсуждения каждой темы, а, следовательно, создать условия для коллективного поиска ответов на них, активного обмена мнениями.
В воспитании политической культуры учащихся важно разумное сочетание обзорных и тематических информационных часов: обзорные дают возможность держать воспитанников в курсе событий сегодняшнего дня, тематические – способствуют более глубокому изучению той или иной проблемы.
Информационный час проводится 1 раз в неделю. Обзорные часы могут по времени длиться 20-25 минут, тематические – до 45 минут.
Основными формами работы во время информационного часа могут стать:
- газетные сообщения,
- пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов,
- работа со словарем и справочной литературой,
- комментированное чтение газетных и журнальных материалов,
- формулирование проблемных вопросов и ответов на них,
- просмотр и обсуждение материалов.
Основными формами проведения информационных часов могут быть:
- викторина,
- информационный ринг,
- конкурсы рисунков, плакатов
-пресс-конференция, дискуссии,
- праздники газет и журналов.
- рекламная акция.
ПАМЯТКА ДЛЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ.
1.Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно - недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
2. Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.
3. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: "Кто не выполнил домашнее задание?" - это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.
4.Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
5.Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.
6.Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
7.Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
8.Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
9.Удерживайтесь от излишних замечаний.
10.При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой к классу.
раскрыть » / « свернуть