ТЕХНОЛОГИИ ЭФФЕКТИВНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕХНОЛОГИИ ЭФФЕКТИВНОГО ЧТЕНИЯ
Искусство чтения состоит в том, чтобы знать, что пропустить
Филип Хамертон
Просмотр
Данная стадия занимает от 5 до 10 минут и первоначально применяется ко всей книге. Позже Вы примените ее к каждой главе и разделу. Эта стадия подразделяется на три: краткий, предварительный и окончательный просмотр. Просмотр – это фактически знакомство с незнакомой областью в книге, необходимое, чтобы дать Вам возможность отметитьконтрольные точки. Во время краткого просмотра Вы знакомитесь с планом книги. Рассмотрите титульную и последнюю страницы, изучите предисловие. Это даст Вам область и цель книги, ее схему, структуру и метод использования. Рассмотрите содержание книги, изучите индексный указатель. Во время предварительного просмотра пролистайте книгу, прочитайте заголовки разделов и глав, изучите схемы, модели, диаграммы, таблицы, изображения и графики. Во время окончательного просмотра выполните детализированный обзор каждой главы. Изучите заголовок главы, заголовки разделов, подразделов, первое и последнее предложение каждого параграфа.
Вопрос
Установите уровень Вашего собственного знания предмета, добавьте области которые представляют пробелы в знании и вопросы, на которые нужно ответить. Если в тексте книги имеются вопросы – изучите их.
Чтение
Всегда читайте с определенной целью. Активно ищите ответы на вопросы, которые Вы уже поставили. Ищите основную идею в книге, главе, разделе и параграфе. Этот метод называетсяиерархией идей и имеет 4 уровня: 1 – непосредственно книга, 2 – глава, 3 – раздел, 4 – параграф. При первом чтении не делайте записей. Также не следует подчеркивать в книге (если только это не Ваш собственный Рабочий учебник). При необходимости слегка отмечайте важные предложения вертикальной чертой на полях карандашом. Ищите в тексте визуальные указатели, которые использует автор, чтобы подчеркнуть важные места (курсив, подчеркивание, выделение жирным или другим шрифтом, нумерация пунктов, речевые указатели).
Воспроизведение
Теперь Вы должны начать делать заметки, вспоминая то, что изучили. Воспроизведение является активным методом и дает Вам возможность обнаружить любые пробелы в знании, которые требуют корректировки. Мысленно вспоминайте основные идеи в конце каждого раздела. Приблизительно половина Вашего времени должна быть потрачена на воспроизведение того, что Вы прочитали.
Обзор (повторение)
Если Вы не делаете обзор немедленно, Вы забываете 50 процентов из того, что Вы прочитаете, и 80 процентов в пределах двадцати четырех часов. В пределах недели 90 процентов будет забыто, а в конечном счете будет забыто почти все. Поддерживайте и улучшайте Ваши способности к концентрации, твердо придерживайтесь систематического плана повторений (обзоров). Частые обзорные повторения гарантируют, что материал из Вашей кратковременной памяти передается в долговременную память. Делайте обзорное повторение немедленно после прочтения, через час, в пределах 24 часов, через одну неделю, через месяц и через 4 месяца.
Быстрое чтение
Одной из авторских методик, позволяющих увеличить скорость чтения и понимание прочитанного материала является методика О.А. Андреева. Его программа «Доминанта 2000» является начальным обучением технике быстрого чтения, позволяя достичь скорости чтения до 5000 знаков в минуту. Она дает также начальные навыки тренировки внимания и памяти, используя методы аутогенной тренировки и психорегуляции, записанные на аудиокассеты. Освоив методы быстрого чтения, человек будет быстро читать всегда, удерживаясь на поверхности океана информации, не позволяя ему захлестнуть себя. Изучение техники – предмет специальных занятий, мы приведем здесь систему самых общих требований, характерных для всех школ.
Обязательным условием успешности работы является непрерывность, регулярность занятий, полнота и систематичность выполнения всех упражнений. Время планируется так, чтобы на протяжении всего периода обучения (у Андреева – 6 месяцев) выделялось ежедневно 30–40 мин. для тренировок. Обязательным условием является сознательное освоение упражнений при глубоком понимании сущности выполняемых действий. Переход к следующему упражнению возможен только тогда, когда твердо освоены предыдущие. Прежде чем приступить к выполнению упражнений, необходимо провести некоторые подготовительные работы. Желательна работа в одно и то же время. Рабочее место должно быть хорошо и ровно освещено. На столе не должно лежать ничего лишнего. Ничто не должно отвлекать от занятий. Рекомендуется чтение не только в положении сидя, но по большей части в положении стоя, размещая книгу на наклонной поверхности типа бюро или конторки. Во время занятий следует делать небольшие перерывы, чтобы расслабиться, дать отдых глазам. Полезно посмотреть в окно вдаль, затем на передний план. Хорошо, если перед глазами находится любимая картина, фотография, предмет. Рекомендуются несложные физические упражнения и спокойная тихая музыка, создающая благоприятные условия для полноценного отдыха и фон для продуктивной работы.
ТЕХНОЛОГИИ ЭФФЕКТИВНОГО СЛУШАНИЯ
Никто не стал бы вас слушать, если бы не рассчитывал вставить словечко
Эдгар Хау
Слушание – это процесс осознанного познавательного действия, ведущего к интерпретации и пониманию. Умение слушать – одно из основных умений, которое развивает курс речевой коммуникации. Эффективность процесса слушания зависит от объективных и субъективных факторов. К первым относятся шумы и помехи, акустические характеристики помещения и микроклимат помещения, ко вторым – пол слушателя, тип нервной системы человека, его темперамент, интеллектуальные способности, которые делятся на три группы: основные (слуховая способность, способность к вероятностному прогнозированию), дополнительные (способность к запоминанию, к концентрации и устойчивости внимания, скорость протекания психических процессов) и вспомогательные (словарный запас, уровень общей культуры).
Эффективное слушание предполагает наличие у человека четырех основных ментальных способностей: слуховая способность, внимательность, способность к пониманию, способность к запоминанию. Поэтому развитие навыков слушания должно основываться на развитии перечисленных способностей.
Чтобы научиться слушать эффективно, необходимо оценить то полезное, что можно извлечь для себя при прослушивании устного выступления, то есть определить цели, в соответствии с которыми рекомендуется его слушать. К основным целям можно отнести:получение информации, развлечение, воодушевление, анализ фактов и идей, улучшение собственной речи.
Принципы эффективного слушания основываются на знании и использовании факторов, определяющих его эффективность, которая зависит от готовности и желания аудитории слушать. Это в свою очередь определяется комбинацией отношения, интереса, мотивации и эмоционального состояния слушателей.
В качестве средств, улучшающих навыки слушания, можно назвать: умение концентрироваться, умение анализировать, умение слушать критически, умение конспектировать.
В ситуации деловой беседы слушающим присущи практически те же недостатки, что и при прослушивании публичного выступления. Между тем одна из целей коммуникации состоит в том, чтобы узнать как можно больше о своем собеседнике: понять его психологию и ход мысли, оценить его деловые возможности, вникнуть в подтекст. Достичь этой цели можно только будучи внимательным и активным слушателем. Навыки такого слушания можно развить, выполняя следующие правила (процедуры технологии) эффективного слушания.
1. 1. Настройтесь на тему беседы, ощутите внутреннюю заинтересованность.
1. 2. Сядьте ровно, снимите все ненужные напряжения с мышц, успокойте дыхание, включите мышечные зоны стимулирования работы мозга (уголки рта, мышцы поясницы, подошвы на полу). Правильная поза помогает сосредоточиться.
1. 3. Во время беседы не смотрите на посторонние предметы – это отвлекает, нервирует собеседника.
1. 4. Слушайте с интересом – это поможет создать атмосферу взаимной симпатии и уважения.
1. 5. Не прерывайте партнера в разговоре, дайте ему возможность высказать свою мысль до конца.
1. 6. Слушая, выделяйте главные мысли говорящего и старайтесь правильно понять их.
1. 7. Быстро сопоставляйте полученную информацию с собственной и сразу мысленно возвращайтесь к основному содержанию разговора.
1. 8. Во время пауз в разговоре постарайтесь несколько раз мысленно обобщить услышанное.
1. 9. По ходу беседы старайтесь прогнозировать то, что будет сказано дальше.
1. 10. Не спешите с оценкой результатов беседы. Выслушивайте все полностью, а затем оценивайте.
ТЕХНОЛОГИИ ЭФФЕКТИВНОГО ПИСЬМА
Дневник – это Я, письмо – это Ты
Казимеж Выка
Письменная речь – это самостоятельная целостная целенаправленная речевая структура, обеспечивающая общение с помощью письменного текста. Письменный текст выступает в данном случае представителем автора как участника речевой коммуникации. Основной формой письменной речевой коммуникации в профессиональной деятельности специалиста социальной сферы, являются т.н. официально-деловой текст (деловое письмо, протокол, договор) и заметки. Имеются несколько весомых причин, почему Вы должны делать заметки.
Во-первых, они убыстряют задачу обзора. Повторное чтение Ваших отчетов или деловых книг полностью является пустой тратой ценного времени. Если Ваши заметки составлены с использованием ключевых пунктов и с существенными определениями для запоминания, тогда их необходимо лишь просматривать.
Во-вторых, написание заметок при встречах или в процессе обучения активно включает Вас в этот процесс. Письмо использует Ваши визуальные и кинестетические (от ощущения мышц) функции, что заметно помогает концентрации и укрепляет память. Последнее связано также с необходимостью установления ключевых точек и концепций для включения в Ваши заметки. Основное преимущество заметок в том, что они являются постоянным материалом для просматривания.
В-третьих, люди, которые делают и используют заметки, вообще более эффективно вспоминают информацию, чем люди, которые этого не делают. Просматривайте Ваши заметки периодически, особенно важную для Вас информацию. Для хорошей организации храните их в скоросшивателе: это поможет их классификации и расширению по мере увеличения Ваших знаний.
В-четвертых, написание заметок — хорошая проверка Вашего умения слушать и понимания, а также навыков запоминания в краткосрочной памяти. Заметки также могут формировать основу для обсуждения проблем и планов с коллегами.
Написание отчета
Основные принципы: упрощайте, подтверждайте, делайте количественные оценки. Отчет должен быть конкретным и привлекательным. Хороший дизайн обложки необходим, чтобы воздействовать и быстро побудить интерес читающего. Титульная страница, в дополнение к заголовку, должна содержать дату, номер, классификацию и фамилию автора. Если отчет не короткий, необходим лист с оглавлением.
Введение в отчет должно включать указание области приложения, короткую вводную информацию к проекту, причины составления проекта, его объем и пределы исследования. После этого должно следовать резюме или контур содержания, чтобы помочь читающему понять суть и главные рекомендации без необходимости читать полный отчет.
Основная часть отчета должна содержать метод исследования, основной принятый подход, тип предпринятого исследования, проведенные интервью, собранные факты и информацию. Статистику, модели, диаграммы и графики, которые прерывают связность отчета, нужно выносить в приложения.
Результаты и выводы должны поддерживаться полученными данными и логически из них следовать. Выводы должны быть непротиворечивыми, разумными, ясными и краткими.
Рекомендации – руководящие принципы, которые читатель должен использовать, чтобы успешно реализовать результаты отчета. Они являются кульминационным пунктом отчета и должны быть разумными, хорошо определенными, перечисленными и обоснованными.
ТЕСТ
«Умеете ли вы разумно распоряжаться своим временем?»
Для начала проверить это очень просто хотя бы по вашему отношению к учебе. Предлагаю ответить на ряд вопросов.
1. В конце месяца вам нужно сделать доклад. Когда вы за него приметесь?
а) в первых же числах,
б) как только появится свободный денек,
в) напишете что-нибудь в последний момент,
г) попросите перенести доклад «хотя бы на недельку».
2. Вы опаздываете на первый урок...
а) соберетесь за пять минут - и бегом на занятия,
б) поедете ко второму уроку,
в) решите, что это судьба, и повернетесь на другой бок,
г) вы никогда не опаздываете на занятия.
3. Приятель просит помочь ему, но у вас самих не столь успешно идутдела по этому предмету. Вы...
а) так ему и скажете,
б) посоветуете, к кому обратиться,
в) попробуете разобраться в предмете, чтобы потом ему все растолковать,
г) вместе с ним займетесь изготовлением шпаргалок.
4. У вас нет времени выучить уроки. Вы...
а) просмотрите материал на переменке,
б) прогуляете урок,
в) авось не спросят,
г) досидите до часа ночи, но выучите!
5. Если вы не поймете домашнее задание, то...
а) попросите преподавателя его разъяснить,
б) попробуете разобраться самостоятельно,
в) не выполните его,
г) обратитесь за помощью к приятелю.
ИТОГИ
Таблица для подсчёта очков
-
Номер вопроса | а | б | в | г |
1 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | 2 | 3 | 1 | 4 |
3 | 1 | 2 | 4 | 3 |
4 | 3 | 1 | 2 | 4 |
5 | 3 | 4 | 1 | 2 |
От 17 до 20 очков. Часто вы или по невнимательности, или от чрезмерного усердия выполняете много совершенно ненужной работы, а потом удивляетесь, почему у вас не остается ни одной свободной минутки? Научитесь выбирать, что для вас действительно важно. При такой нагрузке даже у машины, в конце концов, все провода перегорят?
От 13 до 16 очков. Вы умеете рационально подходить к задачам, которые стоят перед вами, и правильно распределяете свое время. Ваш распорядок дня нельзя назвать строгим, но обычно вы успеваете сделать все, что нужно, и полноценно отдохнуть. Так держать!
От 9 до 12 очков. Вы все делаете в последний момент, и в результате ничего не успеваете. Если причина кроется в лени, то поймите, что не столько упрощаете, сколько осложняете себе жизнь. Если вы просто забывчивы, составьте план действий на весь месяц и периодически в него заглядываете.
От 5 до 8 очков. Вы предпочитаете вообще не заниматься своими учебными делами: пусть все как-нибудь улаживается при минимальном участии с вашей стороны. Возможно, это потому, что ваши интересы не имеют с учебой ничего общего, и вы не хотите лишний раз даже думать о ней, а свое драгоценное время тратите на что-нибудь более увлекательное. Но если это ваш жизненный принцип, учтите: проблемы очень редко решаются сами собой, и в один прекрасный день они могут навалиться на вас всем скопом.
ТЕСТ
«Сова» или «жаворонок»?
Организуя деятельность, необходимо учитывать собственные биоритмы. Например, любители утренних часов - «жаворонки» - просыпаются рано и наиболее активны в первой половине дня. Их среди нас процентов 15-20. Есть еще «совы» - у тех пик работоспособности приходится на вечер. Каждый третий человек - «сова». Зато примерно половина людей вообще не замечают этих пиков и действуют по обстоятельствам или по привычке. Это так называемые «аритмики». С помощью несложного теста можно выяснить - кто вы: «сова» или «жаворонок».
1. Трудно ли вам вставать рано утром?
а) да, почти всегда,
б) иногда,
в) редко,
г) очень редко.
2. В какое время вы предпочли бы ложиться спать?
а)после часа ночи,
б) с 23.30 до 1 часа ночи,
в) после 22 часов,
г) до 22 часов.
3. Вы недавно проснулись. Какой завтрак вам больше по душе?
а) плотный,
б) менее плотный,
в)достаточно бутерброда,
г) достаточно чаю или кофе.
4. Вспомните ваши недавние конфликты. Когда они обычно происходят?
а) в первой половине дня,
б) во второй половине дня.
5. От чего вам легче отказаться?
а) от утреннего чая или кофе,
б) от вечернего чая.
6. Легко ли вам переменить привычки, связанные с едой?
а) очень легко,
б) достаточно легко.
в) трудно,
г) не меняю.
7. Утром вас ждут важные дела. Насколько раньше обычного вы ляжете спать?
а) более чем на 2 часа,
б) на 1-2 часа,
в) менее чем на 1 час,
г) как обычно.
8. Насколько точны ваши внутренние часы? Засеките время, и когда, по вашему мнению, пройдет минута, снова посмотрите на часы.
а) вы поторопились,
б) вы опоздали.
ИТОГИ
Таблица для подсчета очков
-
Номера вопросов | А | Б | В | Г |
1 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | 1 | 0 | | |
5 | 2 | 0 | | |
6 | 0 | 1 | 2 | 3 |
7 | 3 | 2 | 1 | 0 |
8 | 0 | 2 | | |
От 0 по 7 очков - вы «жаворонок»,
От 8 до 13 очков - «аритмик».
От 14 до 20 очков - «сова».
Но следует помнить, что склонность к тому или иному типу поведения (утреннему или вечернему) формируется под влиянием конкретных жизненных условий. И то, будет ли человек «совой», «жаворонком» или «аритмиком», зависит от его образа жизни. Более естественным для любого ли себя к разряду «сов», постарайтесь постепенно перестраивать режим дня в сторону утреннего типа. Сделать это не так трудно, как кажется. Достаточно перенести выполнение наиболее ответственной и напряженной работы с вечера на утреннее время. Не читать непосредственно перед сном, обязательно гулять вечером. Физически трудиться или заниматься спортом днем. Стараться ложиться и вставать в одно и то же время.Готовить уроки хронобиологи советуют с 16.30 до 18.00 часов.